Презентация по теме акустико мнестическая дислексия. Дислексия Введение Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера

Дислексия

Учитель-логопед


Дислексия

  • -Частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.

Этиология дислексий

  • Большинство авторов рассматривают дислексию как нарушение, обусловленное внешним воздействием патологических факторов .Такое воздействие вызывает задержку или нарушение развития психических функций, осуществляющих процесс в норме.
  • Особенно отрицательную роль в возникновении дислексии играют патологические факторы, действующие в более позднии периоды развития плода и в постнатальный период.
  • Есть предположение, что поздно действующие факторы оказывают негативное влияние на формирование поздно созревающих структур коры головного мозга-третичных зон коры, обеспечивающих функционирование сложных символических
  • Функций(устная речь, чтение, письмо).



Симптомы дислалии

  • Отставание в освоении техники чтения(долгое время чтение
  • остаётся побуквенным или по слоговым);
  • Очень медленный темп чтения;
  • Неправильное распознавание букв;
  • Ошибки при чтении(пропуски, перестановки, добавление звуков, пропуск начальных слогов, слов и искажение звучания слов);

вторичные проявления

  • Сложности понимания прочитанного;
  • Недостаточный объём прочитываемого материала(приводит к ограничению словарного запаса).

Виды дислексий

  • При определении вида дислексии решающее значение имеет недоразвитие ведущей
  • функциональной системы.
  • I . Фонематическая.
  • обусловлена недоразвитием функций фонематической системы(дифференциации
  • фонем, фонематического анализа и синтеза)
  • II . Оптическая .
  • Обусловлена несформированностью зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений
  • III. Мнестическа я
  • вызвана нарушением мнестических процессов
  • IV. Аграмматическая
  • связана с недоразвитием грамматического строя речи
  • V. Семантическая (Механическое чтение)
  • Нарушение понимания читаемого при технически правильном чтении, обусловленное недоразвитием звукослогового синтеза и лексико-грамматического строя речи.

Первичная профилактика дислексии.

  • 1.Предупреждение анте- и перенатальной патологии плода и новорождённого (профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфекция плода и новорождённого)
  • 2.Снижение соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
  • 3.Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
  • 4.Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда.
  • 5.При наличии билингвизма у ребёнка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте.
  • 6.Работа с неблагополучными семьями и семьями, не посещающими детский сад: подготовка ребёнка к школе, развитие у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дислексии - раннее выявление предрасположенности к нарушению чтения и проведение комплекса предупредительных мер.

  • 1.Для детей с предрасположенностью к дислалии обязательно формирование функционального базиса чтения (анализ звуковой стороны речи, устный синтез слова из слогов, воспроизведение и различение пространственных и временных последовательностей из 3-4 компонентов) до начала обучения технике чтения.
  • 2.Дети группы риска по дислексии с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с письмом-преимущественно аналитическим навыком. Для таких детей надо начинать обучение чтению с опережением в дошкольном возрасте (можно с 5 лет),а письму обучать позже в школе.

Профилактика нарушения чтения

  • Развитие функциональной базы чтения.
  • Общее развитие речи.
  • Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
  • Увеличение поля зрения.
  • Устранение регрессивного и угадывающего чтения.
  • Автоматизация оперативных единиц чтения-
  • Слогов разной типологии:
  • СГ-ГС СГС ССГ - ГСС
  • (щи-ёж) (сом) (дно - ядр)

Cлайд 1

Cлайд 2

Педагогический подход: дислексия - частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология словарь Клинико-психологический подход: дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей Определение термина

Cлайд 3

История Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития. В последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Cлайд 4

Cлайд 5

Cлайд 6

Речевая симптоматика дислексии Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются". Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. Аграмматизмы при чтении. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.

Cлайд 7

Неречевая симптоматика дислексии Высокий уровень интеллекта, но плохие навыки чтения Повторяющиеся ошибки при чтении и письме, например, перестановка или пропуск букв и слов Неспособность уложиться с выполнением задания в отведенное время Плохая память Трудности с письмом Затруднения с определением левого и правого, верха и низа.

Cлайд 8

Диагностика Основной метод - когнитивное тестирование. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Cлайд 9

Методы коррекции Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". Метод "озвученного" чтения. Метод словесных анаграмм. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

1 слайд

Дислексия у младших школьников или Как тяжело плохо читать… РРазработан учителем- логопедом Добровольской Н.А.

2 слайд

3 слайд

Понятие о дислексии. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Этот недуг, порой называемый "словесной слепотой", связывают с пониженной активностью мозга в определенной зоне левого полушария. Дислексией страдают от 5 до 12% людей.

4 слайд

Формы дислексии: Выделяют фонематическую, семантическую, аграмматическую, мнестическую, оптическую формы дислексии.

5 слайд

Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.

6 слайд

Семантическая дислексия (греч. semantikos - смысловой) – дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

7 слайд

Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. взаимная связь и

8 слайд

Мнестическая дислексия (греч. Mnesis -смысловой) – дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

9 слайд

Оптическая дислексия (греч. optikos относящийся к зрению) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

10 слайд

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова.

11 слайд

Причина дислексии. Дислексия возникает из-за неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития. К нарушению чтения может привести и то, что ребенка слишком рано поставили на ноги и у него не сформировалась мелкая моторика. Передается дислексия и по наследству. Встречается особая, врожденная форма дислексии, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в отдельных его зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Расстройство чтения наблюдается очень часто у детей с ММД, СДВ, ДЦП, ЗПР, ЗРР. Считается, что это реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.

12 слайд

Речевая симптоматика дислексии. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). 2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно. 3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста. 5. Аграмматизмы при чтении. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. .

13 слайд

Неречевая симптоматика дислексии: Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. 2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, левшество.

14 слайд

Список симптомов, связанных со сложностями в чтении или обучении: 1. Держит книгу слишком близко к глазам. 2. Немного косит. 3. При чтении не замечает отдельные места. 4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз. 5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза. 6. Испытывает во время чтения или после головную боль. 7. Покачивает головой вперед-назад. 8. Часто трет глаза. 9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур. 10. Быстро устает. 11. При чтении пропускает слова. 12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед. 13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий. 14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту. 15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.

15 слайд

Основные приёмы и методы работы с детьми-дислексиками: 1.Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. 2. Метод кинезиологической коррекции. 3. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. 4. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. 5. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. 6. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко. 7. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. 8. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". 9. Метод "озвученного" чтения. 10. Метод словесных анаграмм. 11. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

17 слайд

Развитие техники чтения у школьников с дислексией Человек запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Поэтому для освоения каких-то умений, доведения их до автоматизма необходимо проводить не длительные по времени упражнения, а короткие, но с большой частотой. Полуторачасовые тренировки не дадут никакой пользы и даже подавят у ребёнка всякое желание читать. Гораздо лучше проводить их по 5 минут несколько раз в день и ещё перед сном. Очень интересен метод жужжащего чтения. При жужжащем чтении вы читаете вместе с ребенком одновременно вслух, вполголоса, каждый со своей скоростью, в течение 5 минут. Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и во время сна человек находится под их впечатлением. Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: прочитывается одна-две строчки, затем устраивается кратковременный отдых. Такой режим получается, когда ребёнок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку, отдохнул. Диафильмы должны быть занимательного содержания (сказки, приключения). Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти: прочитав три-четыре слова, ребёнок уже забывает первое и не может понять смысла предложения. Такое положение можно исправить с помощью зрительных диктантов, разработанных профессором И. Т. Федоренко.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Мнестичекая дислексия Нарушения чтения проявляются в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Они обусловлены нарушением процессов установления связи между звуком и буквой с речевой памятью. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности речевой ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок следования звуков или слов или со­кращают их количество, пропуская звуки, слова.

2 слайд

Описание слайда:

Упрощенное определение мнестической дислексии - трудности в обучении чтению, возникающие у детей с нормальным показателем умственного развития, без признаков каких-либо физических или психических заболеваний, которыми могут объясняться эти трудности. Дислексикам очень трудно различать буквы или группы букв, порядок их чередования в слове или в предложении, им едва удается читать, их успеваемость значительно ниже, чем у сверстников.

3 слайд

Описание слайда:

Причины: - Недостаточной церебральной латерализацией, что мешает улавливать правильное расположение букв, сбивает с толку, в результате ребенок пропускает буквы или слоги или переставляет их местами. - Дезориентацией во времени и в пространстве. - Проблемами восприятия. - Психомоторными трудностями (координация, баланс и пр.). - Эмоциональными расстройствами.

4 слайд

Описание слайда:

Принципы логопедической работы: Принцип комплексности Принцип учета патогенеза Принцип учета симптоматики и степени выраженности дислексий Принцип опоры на сохранное звено психической функции Принцип поэтапного формирования умственных действий Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала Принцип системности Онтогенетический принцип

5 слайд

Описание слайда:

Виды работы с буквой. На кого (что) похожа эта буква? Чья это буква? Поставь букву правильно. Найди букву в слове, тексте, кассе. Прочитай (м) букву. Назови букву (эм). Прочитай согласные, гласные, те, что обозначают пары. Конструирование буквы. Узнай букву на ощупь. Напечатай букву по образцу.

6 слайд

Описание слайда:

Вспомни, составь, перескажи сказку о букве. Вопросы по ленте памяти. Назови гласные, согласные. Расставь, распредели, новоселы буквы, расставь гласные по парам, (а-я, у-ю), согласные по парам. Охарактеризуй букву (печатная маленькая). Раскрась, обведи букву. Вырежи из бумаги букву. Выщипай букву из бумаги. Напечатай букву мокрым пальчиком, кисточкой. Выложи букву цветными нитками. Определи неправильно расположенную букву и напечатай её правильное расположение. Выдели буквы, наложенные друг на друга.

7 слайд

Описание слайда:

П - две палочки, наверху - перекладина. Р - палочка справа, наверху - овал. С - полуовал, открытый справа. Т - палочка наверху, по центру - перекладина. Ф - палочка в середине, по бокам - полуовалы. X - косой крест. Ц - две палочки, внизу - перекладина, а справа - хвостик. Ч - палочка слева, сверху - крючок, носик. Щ - три палочки, внизу - перекладина, а справа - хвостик. Ш - три палочки, внизу - перекладина (хвостика нет).

Слайд 2

Педагогический подход: дислексия - частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций, участвующих в акте чтения. Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология словарь Клинико-психологический подход: дислексией называют состояния, основное проявление которых - стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей Определение термина

Слайд 3

История

Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином в 1887 году. В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития. В последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Слайд 4

Причины

  • Слайд 5

    Виды

  • Слайд 6

    Речевая симптоматика дислексии

    Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.). Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, "бухштабируются". Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. Аграмматизмы при чтении. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.

    Слайд 7

    Неречевая симптоматика дислексии

    Высокий уровень интеллекта, но плохие навыки чтения Повторяющиеся ошибки при чтении и письме, например, перестановка или пропуск букв и слов Неспособность уложиться с выполнением задания в отведенное время Плохая память Трудности с письмом Затруднения с определением левого и правого, верха и низа.

    Слайд 8

    Диагностика

    Основной метод - когнитивное тестирование. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). Родителям не рекомендуется присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

    Слайд 9

    Методы коррекции

    Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. Метод кинезиологической коррекции. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ритмико-речевая, музыкальная и витаминная терапия. Зеркально-симметричное рисование обеими руками. Упражнения для развития зрительно-моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко-Пальченко. Интеллектуально-развивающие словесные игры: анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова-матрёшки и другие. Поисковые таблицы слов "Фотоглаз". Метод "озвученного" чтения. Метод словесных анаграмм. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

  • Поделиться