Основной целью государственной семейной политики является. Семейная политика в Российской Федерации: понятие, цели и основные направления

Ю. Ю. Антропова

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ОПЫТ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования и развития государственной семейной политики в Российской Федерации. Анализируются проблемы и противоречия системы государственной поддержки семьи, сложившейся в Российской Федерации. Представленные автором выводы и предложения имеют не только теоретическое, но и практическое значение для развития государственной семейной политики в современной России.

Социально-экономические преобразования, произошедшие в стране в начале 90-х годов, привели к падению жизненного уровня значительного числа граждан, обострению демографической ситуации, повышению социальной напряженности в обществе, росту числа дезадаптированных взрослых, увеличению числа асоциальных, семей и семей группы социального риска с несформирован-ными навыками приспособления к изменяющимся социальным условиям и, как следствие, снижению роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья, росту «социальных сирот» и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Государственная социальная политика 90-х годов в отношении семей и детей в Российской Федерации была направлена, в первую очередь, на сохранение базовых гарантий обеспечения их жизнедеятельности; развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; борьбу с детской беспризорностью и безнадзорностью, и в целом, осуществлялась в режиме их защиты и обеспечения, а не профилактики возможных социальных и личностных деформаций, развития и раскрытия внутренних резервов.

Государственная стратегия «усредненности социальной политики» и «глобальной бесплатности», отказа от поддержки благополучной семьи с положительным потенциалом и способностью к саморазвитию, оказания гарантированной помощи исключительно нуждающимся категориям семей и граждан в форме выплат компенсаций и пособий при отсутствии законодательно закрепленной ответственности родителей за невыполнение родительских функций по отношению к своим детям и детей, бросающих своих престарелых родителей, привела к развитию иждивенческих и потребительских настроений получателей социальных благ, росту семей группы социального риска и семей, находящихся в социально опасном положении, беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Отсутствие внимания со стороны государства к ценностным и смысловым потребностям семьи и ее членов, игнорирование необходимости разработки активных дифференцированных форм социальной поддержки семьи, мобилизирующих ее внутренний потенциал, привело к деструкции самоценности семьи как социального института, формированию социальной пассивности и превращению в объект социальной помощи.

Понимание, с одной стороны, большой роли курса 90-х годов в преодолении нарастания негативных тенденций и стабилизации положения семей и детей в

сложных социально-экономических условиях, а с другой - его ограниченности в ситуации XXI века, привело к осознанию необходимости выработки в Российской Федерации нового стратегического направления государственной социальной политики в интересах семей и детей.

Участие России в проведении в 1994 году объявленного Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Международного года семьи, разработка Концепции государственной политики в отношении российской семьи, подготовка доклада Национального Совета «О положении семей в Российской Федерации», создание в Государственной Думе Российской Федерации Комитета по делам женщин, семьи и молодежи, в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - Комитета по социальной политике, принятие Указов Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 года №942 «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей)» и от 14 мая 1996 года №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», а также Семейного кодекса от 29 декабря 1995 года №273-ФЗ, позволили начать формирование новой государственной политики в отношении семьи и детей.

Процесс активизации внимания государства к семье в конце XX века во многом обусловлен широкими научными исследованиями в области семейной политики (работы отечественных ученых А. И. Антонова, А. Г. Вишневского, А. Г. Волкова, С. И. Голода, Т. А. Гурко, С. В. Дармодехина, В. В. Елизарова, Г. И. Климантовой, В. М. Медкова, М. С. Мацковского, H. М. Римашевской, А. Б. Синельникова, А. Г. Харчева и многих других). Именно в этот период в литературе впервые даются определения понятия «семейная политика», происходит научное осмысление происходящих в семье процессов, теории и практики политики государства в отношении семьи.

Вместе с тем, в Российской Федерации не произошло законодательного закрепления государственной семейной политики, не были сформулированы ее цели и задачи, принципы и основные направления, отсутствовал необходимый комплекс практических мер ее реализации.

Методологическая неразработанность основ семейной политики привела к тому, что во многих своих аспектах она до сих пор отождествляется с социальной защитой и регулированием брачно-семейных отношений, не воспринимается как самостоятельное направление государственной социальной политики и деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В. В. Елизаров отмечает, что «точной и общепринятой дефиниции нет, сам характер употребления понятия «семейная политика» свидетельствует о том, что специалисты рассматривают ее как область одновременно и социальной, и демографической политики, акцентируя внимание на демографических, социальных, культурных, медицинских и других аспектах...»1. По мнению А. Г. Вишневского, «вопрос об осмыслении специфики семейной политики, о вычленении ее области внутри всей широко понимаемой социальной политики едва ли можно считать до конца решенным»2. Важность определения специфики понятия «семейная политика», разграничения близких, но далеко не равнозначных понятий «социальная политика», «демографическая политика», «политика в отношении женщин и детей» по их объекту и предмету подчеркивает в своих исследованиях С. В. Дармодехин: «Отождествление целей социальной, семейной и экономиче-

ской политики приводит к серьезным последствиям в социальной практике; семейная политика не подменяет другие направления государственной практики, а обеспечивает в процессе их разработки и реализации учет интересов семьи.... Включение семейной политики в состав демографической, на наш взгляд, неправомерно сужает значение политики в отношении семьи, сводит ее практически к репродуктивной функции, ограничивает возможности воздействия на другие направления социальной политики.. .»3.

На сегодняшний день, семья как социальная единица, не является субъектом и объектом государственной политики, и, соответственно, не является в полной мере субъектом права и практически выведена из системы правовых отношений, за исключением отдельных категорий семей, в том числе: семей вынужденных переселенцев, семей, цереселякяцихся в сельскую местность, фермерских семей.

Отсутствие фамилистической экспертизы принимаемых государственных решений с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи, а также органа (структурного подразделения) в Правительстве Российской Федерации, наделенного властными, финансово и структурно обеспеченными полномочиями и осуществляющего управление единой государственной семейной политикой на территории страны, привело к невыраженности просе-мейного подхода в проводимых социально-экономических реформах, отсутствию единой идеологии государственной поддержки семьи и детей в регионах, отстранению государства от функций укрепления и развития семьи как социального института.

Вместе с тем, 2005-2006 годы стали чрезвычайно важными как в долгосрочном развитии страны, так и формировании адекватной современным требованиям государственной семейной политики. Реализация в Российской Федерации первого этапа административной реформы позволила создать начальные предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации систем государственного управления и местного самоуправления. Именно 2005 год был обозначен Президентом Российской Федерации В. В. Путиным годом существенного прорыва в социальной сфере, прежде всего, в достижении главной цели - повышении уровня и качества жизни людей. Поскольку, одним из главных стратегических условий успешного развития любой государственной системы является развитие человеческого фактора, в 2005 году по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина в Российской Федерации началась реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства и сельского хозяйства.

Кроме того, впервые за последние пятнадцать лет на государственном уровне в послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года была озвучена государственная стратегия поддержки семей с детьми на ближайшие десять лет, включающая комплекс мер административной, финансовой и социальной помощи, главными результатами которой должны стать возрождение в обществе семейных ценностей, рост рождаемости, развитие семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В 2006 году были приняты нормативные правовые акты по дополнительным мерам государственной поддержки семей, имеющих детей, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. №873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) кали-

тал», в соответствии с которым с 1 января 2007 года женщины, родившие или усыновившие второго ребенка, а также женщины, «родившие третьего и последующего ребенка, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки», получают право на материнский капитал.

Также, принят Федеральный закон от 5 декабря 2006 года №207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей», в соответствии с которым для неработающих матерей размер выплачиваемого детского пособия с 1 января 2007 года составляет 1500 рублей на первого ребенка и 3000 рублей на каждого последующего; для работающих матерей размер пособия равен 40 процентам от среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих декретному отпуску, но не более 6000 рублей и, не ниже 1500 рублей и 3000 рублей за первого и последующего ребенка, соответственно; при принятии ребенка на воспитание в семью размер пособия равен 8000 рублей.

В соответствии с принятыми Федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации в каждом- из субъектов в 2007 году будут приняты необходимые дополнительные региональные нормативные правовые акты в сфере государственной материальной поддержки семей с детьми.

Вместе с тем, по мнению В. Н. Архангельского, меры государственной семейной политики, только или преимущественно ориентированные на устранение материальных помех к рождению детей, «не дадут желаемого эффекта без изменения всей системы ценностных ориентаций, повышения в ней ценности семьи и детей»4. По результатам последних опросов общественного мнения Российского Центра демографических исследований5, ежегодно в нашей стране происходит снижение уровня репродуктивных ожиданий подростков (или следующих друг за другом брачных, поколений) в сравнении с соответствующими установками их родителей, что характеризует постепенное ослабление потребности личности в семье в детях (т. е. уменьшение средних значений установок детности до 1,0 и ниже, а также ослабление мотивов вступления в брак и рождения ребенка).

Вместе с тем, социальный эксперимент, проведенный в 2001 году в городе Екатеринбурге Г. А. Сунгатуллиной6, по специальному воздействию на ценностные ориентации 226 подростков и молодых людей 15-23 лет из городов Свердловской, Челябинской, Пермской областей, Удмуртии и Башкорстана, доказал, что такие установки малодетного стиля жизни, как сожительство, развод, временное откладывание рождения детей или их отсутствие, носят «обратимый» характер, а индивидуальные ориентации на семью и брак подвержены изменениям. Кроме того, подлинное изменение убеждений, социальных установок наблюдается не среди молодых людей с низкими притязаниями (здесь достаточно манипулирования между «кнутом» и «пряником»), а с высокими, но при условии, что в индивидуальную шкалу ценностей включается семья с детьми и, следовательно, семейный образ жизни становится престижным. Г. А. Сунгатуллина приходит к выводу, что без изменения системы ценностей, которая сегодня у большинства населения антисемейна по своей сути, будет и дальше действовать обратная связь между показателями образа жизни и семейно-демографических процессов, т. е. любая государственная политика материального стимулирования и пособий обречена на провал.

А. И. Антонов добавляет к выводам Г. А. Сунгатуллиной, что «массовое распространение многоразводной и малодетной семьи в качестве социальной нормы и признание общественностью этого процесса «прогрессивным вызовом»

современности ведет к дальнейшему сокращению рождаемости в новых поколениях. Подлинное изменение ценностных ориентаций в сторону семьецентризма ведет к повышению установок на число детей у людей с высокими и средними притязаниями, на которых собственно (а не на тех, у кого примитивные ожидания) и должна быть сфокусирована семейная и демографическая политика в стране»7.

Таким образом, на сегодняшний день выявились и требуют разрешения многие противоречия, сложившиеся в системе государственной поддержки семьи и детей в Российской Федерации и ее субъектах, в том числе, между:

Необходимостью современного научного обоснования управленческих решений в сфере государственной семейной политики и недостаточной методологической разработанностью проблем на федеральном уровне;

Необходимостью усиления дифференцированного и адресного подходов в семейной политике и отсутствием достаточных данных, характеризующих социально-демографическое положение семей в Российской Федерации; необходимостью отслеживания результативности управленческих решений в сфере семейной политики и отсутствием системного мониторинга положения семей и результатов реализации мероприятий государственной семейной политики;

Необходимостью системного подхода в решении проблем семьи и отсутствием достаточного межведомственного взаимодействия в реализации семейной политики;

Необходимостью достижения социально-экономической эффективности мероприятий государственной семейной политики и неразработанностью оптимальных, в том числе компенсаторных, механизмов их реализации;

Возможностью повышения собственного потенциала семьи в решении социальных проблем на волонтерской основе и недостаточным уровнем деятельности общественных организаций в сфере семейной политики;

Исторически сложившейся в России ролью трудовых коллективов в поддержке, развитии семьи и утратой в большей части производственных коллективов активной позиции в решении острых проблем семейной политики;

Сохранением патерналистской роли государства в отношении семьи, сложившейся в советский период, и несостоятельностью данного подхода в современных условиях;

Потребностью повышения самостоятельности и активности личности в современных общественных отношениях и сформировавшейся у значительной части граждан откровенно иждивенческой позицией;

Необходимостью включения в сферу государственной семейной политики всех категорий семей и сложившейся установки государственных органов на работу только с отдельными категориями семей, прежде всего, с социальнонеблагополучными;

Необходимостью направления вектора семейной политики на работу с благополучной семьей, способной самостоятельно справляться со своими яр°" блемами и быть под держкой государству и сохраняющейся ориентацией на социальную защиту семей с иждивенческой ментальностью.

Для преодоления сложившихся противоречий необходимо, на наш взгляд, следует учитывать:

Достигнутый уровень теоретической и практической проработки вопросов государственной социальной политики в отношении семьи и детей в Российской Федерации, особенности демографической и социально-экономической ситуаций

и сложившейся системы государственного управления, а также «российский фактор», т. е. специфику геополитических, национальных, социо-культурных, экономических и политических условий.

Важность включения государственной семейной политики в средне- и долгосрочную стратегию социально-экономического развития страны.

Эволюционный характер модернизации системы государственной семейной политики за счет пересмотра стратегических направлений в деятельности исполнительных органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления; смещения акцентов с последствий семейного неблагополучия на профилактику их причин; переориентации на работу с благополучной семьей, выявления ее особых потребностей и создания условий для раскрытия ее внутреннего потенциала; учета исторически объективные трансформации института семьи; отказа от революционных и мгновенных изменений ситуации, тотального разрушения сложившейся системы государственной семейной политики.

Необходимость опоры в ходе эволюционной модернизации государственной семейной политики на компенсаторные эффективные механизмы ее реализации и, прежде всего, на систему социального обслуживания семей и детей, созданную в 90-е годы и успешно функционирующую в настоящее время на территории всей страны.

Важность социальной стандартизации, предполагающей нормативный порядок расчета бюджетной потребности по всем видам минимальных (бесплатных) социальных услуг, предоставляемых государством семьям.

Важность социального партнерства семьи и государства, многосубъектно-сти и межведомственного взаимодействия в решении проблем семьи.

Отказ от патернализма, «защитной» идеологии и «кризисного» подхода в организации помощи семьям, ставящих семью в положение слабой, нуждающейся в государственной «опеке», формирующих у ее членов иждивенческую позицию и социальную пассивность.

Приоритет семьецентрического подхода во взаимодействии с семьей.

Подход к семье как целостной системе, изменения в одной из сфер жизнедеятельности которой влекут изменения во всех остальных.

Отказ от преимущественно финансовой помощи семьям, разработка вариативных форм, методов и содержания помощи различным типам (асоциальная, дезадаптированная, находящаяся в трудной жизненной ситуации, благополучная) и видам семей (семьям с детьми, молодым семьям, семьям с детьми-инвалидами, супругам без детей и иные).

Смещение акцентов при оказании помощи семьям с детьми с подмены родительских функций воспитания, обучения, развития, социализации ребенка на обучение родителей необходимым навыкам взаимодействия с ребенком, повышение их педагогического и психологического уровня («педагогическое образование родителей»), оказание консультативно-методической помощи.

Определение главным результатом оказания помощи семьям перевод их на уровень «социальной достаточности» и «социальной мобильности» за счет целенаправленного формирования навыков жизненной компетентности, самоопределения и самодостаточности.

Создание специальных условий (программно-методических, кадровых, организационных, материально-технических и других) для максимально эффективной реализации государственной семейной политики.

Системный подход и стратегический и поэтапный характер реализации государственный семейной политики.

Кроме того, необходимо учитывать не только негативные тенденции, отмечаемые в жизнедеятельности российских семей, но и имеющийся потенциал их развития, рост семейных ценностей, укрепление семейных связей в процессе приспособления к рыночным условиям, а также накопленный положительный опыт реализации государственной семейной политики, в том числе и региональный.

Примечания

1 Елизаров, В. В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики /

B. В. Елизаров // Социологические исследования. -1998. - № 2.

2 Вишневский, А. Г. Демографическая политика и демографический оптимум / А. Г. Вишневский // Демографическая политика. - М., 1974.

3 Дармодехин, С. В. Развитие семейной политики в Российской Федерации /

C. В. Дармодехин. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.

4 Сайт Российского Центра демографических исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬИрг/Мздту. ёето^арЫа. т.

5 См.: Там же.

Государственная семейная политика - составная часть социальной политики, направленная на институт семьи с целью укрепления, развития и защиты ее прав и интересов, обеспечения правового регулирования ее отношений с государством.

Основной объект государственной семейной политики - семья, предмет - совокупность специфических проблем семьи. Они отличаются от общих социальных проблем, характеризующих все население страны, и связаны с системой здравоохранения, образования, культуры, занятости. Семейную политику часто отождествляют с демографической и общесоциальной политикой.

В современных условиях актуальными направлениями государственной семейной политики являются правовое обеспечение семейной политики; экономическая поддержка семей; создание условий для сочетания семейных и производственных функций; обеспечение здоровья семьи; социальное обслуживание семьи; государственная поддержка семей, оказавшихся в особо сложных обстоятельствах; содействие деятельности негосударственных субъектов семейной политики; региональная семейная политика.

Комплексная программа семейной и демографической политики должна быть направлена на устранение тех причин, которые порождают негативные аспекты в жизнедеятельности семьи, чтобы максимально смягчить их последствия. Большинство развитых стран имеют национальные системы денежных пособий и разных льгот для семей с детьми. Действующая система пособий в России недостаточно эффективна, поскольку в качестве базы для пособий используется не прожиточный минимум, а минимальная заработная плата. Доля этих пособий не превышает 5-10% затрат семьи на ребенка, а несвоевременная выплата и вовсе снижает их значимость.

В настоящее время семейная политика проводится во многих странах мира. В некоторых странах Европы выделяются равные социальные льготы всем семьям, в других - только самым бедным. Среди стран Европы семейная политика Франции стала своеобразным эталоном, где поощряется рождение третьего и четвертого ребенка. Ниже приводится перечень мероприятий в сфере поддержки семьи, проведенных правительством Франции в последние годы.

1. Ежемесячные пособия на детей - выплачиваются, начиная со второго ребенка, а при рождении третьего оно достигает максимальной величины.

2. Введение гарантированного минимального уровня дохода семьи.

3. Дотации получают семьи с минимальным уровнем дохода, и преимущество отдается семьям с тремя детьми.

4. Определенные преимущества в зависимости от числа детей в семье при уплате подоходного налога.

5. Предоставление единовременных пособий до и после рождения ребенка: достигают значительной суммы на третьего ребенка.


6. Размер декретного отпуска установлен в 16 недель, при рождении третьего ребенка время отпуска увеличен в 1,5 раза - до 26 недель.

7. Матерям-одиночкам, воспитывающим детей, предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни ребенка.

8. Семьям на обзаведение хозяйством выдаются ссуды. При рождении каждого ребенка часть ссуды погашается. При рождении четвертого ребенка погашается 90 % ссуды.

9. Предусмотрена существенная ежегодная компенсация расходов семьи на обучение детей.

11. Матери, имеющие трех детей, автоматически становятся застрахованными в системе государственного пенсионного обеспечения.

12. Создание всеохватывающей системы внесемейного воспитания, предусматривающей относительно недорогое пребывание ребенка в частных или государственных дошкольных и школьных учреждениях в течение всего дня.

Проведение таких мероприятий в свое время позволило Франции остановить процесс депопуляции в стране. Суммарный коэффициент рождаемости в 2000 г. стал равен 1,89, а всеохватывающая система внесемейного воспитания с гарантированным, качественным уходом за детьми в течение всего дня, начиная с детского сада и кончая выпускными классами, позволяет 79% женщинам в возрасте от 25 до 49 лет, и, что самое удивительное, - 45% матерям, имеющим троих детей, работать.

УДК 373.167.1

Д. В. Шевыркин

СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье дан анализ реального состояния семьи, брака и демографии в России, отмечены позитивные тенденции в изменении ситуации вследствие проведения активной социальной политики государства, и даны рекомендации по дальнейшему укреплению института семьи и улучшению демографической ситуации в стране.

Семья - это основополагающий институт в структуре общества и государства. На жизнедеятельности семьи самым непосредственным образом сказываются все реформы и изменения в жизни страны, т.к. их результаты оказывают большое влияние на уровень жизни семьи, на ее стабильность. Изменения, происходящие на протяжении последних 20 лет, затронули основы общественного устройства России и самые глубокие пласты повседневной жизни людей, их ценности, обыденные представления, нормы поведения и жизненные стратегии. В социальной науке эти изменения, пронизывающие все сферы российского общества, получили название трансформационного процесса. Трансформации охватили все сферы социальной жизни, вызвали глубокие изменения всех социальных институтов. Трансформация семьи -тоже одна из сторон этого процесса.

О. М. Здравомыслова характеризует отличительные черты этого времени как цивилизационный шок, растерянность и апатию, овладевшие большинством населения, что разрушительно сказалось на социальном институте семьи и социализации молодого поколения . Негативные изменения отразились на физическом и психическом здоровье населения. Так, В. И. Добреньков отмечает, что «свыше 70 % населения России живет в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса» . По мнению ученого, острейший социально-экономический и духовный кризис привел страну к демографическому кризису, к кризису российской семьи. Такой вывод можно подтвердить объективными данными. На 1 января 2006 г. население Российской Федерации составило 142,7 млн человек, сократившись с 1993 г. на 4 %, или на 5,8 млн человек. В случае сохранения такой тенденции постоянное население страны к 2050 г. убудет на 20 млн и составит 121,2 млн жителей. Прогноз ООН еще более негативный. Для простого воспроизводства населения необходим среднестатистический показатель 2,15 рождений на одну женщину, в 2006 г. в России он составлял 1,3. При этом до недавнего времени лишь 7 % российских семей воспитывали по три ребенка и более, 28 % - по два, а 65 % - по одному . Участники Всероссийской конференции по демографии также отметили сужение репродуктивного периода женщин, что напрямую влияет на здоровье потомства наряду с ухудшающейся экологией, стрессами и т.д. В стране на протяжении последних десятилетий неуклонно снижается продолжительность жизни населения, в 1992 г. впервые было зарегистрировано превышение смертности над рождаемостью, а в демографии появилось понятие «русский крест», «когда на графике кривая уменьшающейся рождаемости перекрещивается с кривой увеличивающейся смертности», и эти кривые продолжают расходиться . Сложившаяся в стране ситуация потребовала самых экстренных мер

по укреплению семьи, следствием чего должен стать рост рождаемости и повышение качества жизни всего населения.

Следует отметить, что позитивные изменения в государственной политике сегодня приводят и к улучшению состояния российской семьи, но время больших успехов еще не пришло. Социально-экономический кризис 90-х гг. XX в. привел к резкому расслоению населения и формированию стратегии выживания для подавляющего большинства семей, а последствия проводимой тогда социальной политики будут еще продолжительное время сказываться на жизни всего российского общества. При формировании эффективной социальной, в том числе и семейной, политики важно учитывать последствия реформ 1990-х гг., а также социальный опыт населения, приобретенный в советский период.

Еще недавно исследователи отмечали, что семья и семейные отношения в России находятся в глубоком кризисе. Этот кризис, по мнению ученых, был в значительной мере подготовлен и ускорен целенаправленными действиями государства, а точнее, государственной политикой в отношении семьи по переориентации личности с семьи на государство, т.к. власть практически не предпринимала мер по преодолению кризиса семьи. В предвыборных программах политических партий и блоков в 2003 г. вопросы семейной и демографической проблематики занимали незначительное место .

Говоря о кризисе семьи и репродуктивного поведения, известный социолог, исследователь семьи А. И. Антонов замечает, что «ситуация не улучшится без радикального изменения положения института семьи среди других институтов, без преобразования ориентации всей системы ценностей в обществе с индивида на семью». В 2006 г. ученый верно заметил: мнение о том, что «нынешние демографические проблемы порождены только трудностями современного переходного периода и что по мере преодоления этих препятствий они решатся... быстро и легко, не соответствует истине и говорит о безразличии к динамике населения» .

В доказательство его слов приведем данные, полученные нами в ходе социологического исследования весной-летом 2008 г. В числе других респондентам были заданы следующие вопросы: «Сколько детей было у Ваших родителей?», «Сколько детей вы хотели бы иметь?», «Сколько детей вы уже имеете?».

Анализ результатов исследования (N = 100) показал, что в родительских семьях респондентов было даже по семь и восемь детей (речь идет преимущественно о пятидесятилетних), а сегодня, несмотря на то что участники опроса говорят о желании иметь трех (19 респондентов) и четырех (4 респондента) детей, реально их имеют намного меньше (рис. 1).

Л 00 □ 4 1 1 9

О 10 20 30 40 50 60 70

Рис. 1 Количество детей в семьях респондентов ^ = 100)

Полученные данные подтверждают мнение А. И. Антонова о кризисе семьи и репродуктивного поведения в России.

Следует понимать, что улучшение условий жизни населения не приведет к автоматическому увеличению рождаемости. Даже для повышения рождаемости до уровня простого воспроизводства населения, «при котором население стабилизируется, как говорят на нулевом росте», необходимо проводить эффективную семейную и демографическую политику, направленную на поощрение семей с тремя и более детьми. Для простого воспроизводства населения по данным на 2006 г. было необходимо, чтобы 35 % семей имели трое детей, 14 % семей - четверо детей, а 2 % были бы многодетными. Для расширенного воспроизводства населения «необходимо на этапах активизации демографической политики в два раза увеличить долю семей с 4 детьми, в 7-10 раз - с 5 детьми и более» .

За последнее время ситуация значительно изменилась в лучшую сторону: сегодня государство уделяет семейной политике все больше внимания и средств, ведь семья оказывает определяющее влияние на развитие и становление человеческой личности, «на качество межличностных отношений» . При этом семья должна быть мощным социальным институтом, призванным эффективно выполнять экзистенциальные функции «по рождению, содержанию и социализации» новых поколений.

Формируя эффективную семейную политику, власть должна учитывать реальную ситуацию на местах и в масштабах всей страны. Именно социологи призваны помочь государству и обществу, т.к. их работа позволит не только проводить мониторинг ситуации, но и своевременно выявлять «узкие» места в осуществлении социальной политики в целом. Сегодня во многих регионах отмечается трансформация брачно-семейных отношений и традиционных ценностей семьи и детей, увеличивается доля однодетных и бездетных семей, а также неполных семей как результат разводов, овдовения и внебрачных рождений. Рисунок 2 наглядно отражает ситуацию с институтом брака в России.

0 1 2 3 4 5 6 7 8

2002 2003 2004 2005 2006

В На 1000 человек населения разводов 5,9 5,5 4,4 4,2 4,5

Ш На 1000 человек населения браков 7,1 7,6 6,8 7,5 7,8

Рис. 2 Соотношение числа заключенных браков и числа разводов в Российской Федерации

Приблизительно такая же картина по соотношению браков и разводов в Пензенской области (рис. 3).

,| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1:: и 1- 1-1 т

4І2. . Г.... ТІ "" Г! 7, 5

11 1 1 1 1 1 1 11 і. ..

[- 1 " [" 1 " 1 " [ 1 II" [" 1"

ШШ яштк,1 |_ 16,

гг: і: і: і:: і: і: і: 11: і: і: і:: і: і: і::: <

ї Г"[ 1" 1 ""І "Г ГТІ -Т Ґ"І "Т VI "

2002 2003 2004 2005 2006 2007

т Количество разводов 6,2 5,3 4,1 3,7 4,2 4,7

Ш Количество браков 6,8 7 6,4 6,9 7,5 8,6

Рис. 3 Соотношение числа заключенных браков и числа разводов в Пензенской области

Несмотря на наметившуюся тенденцию к улучшению ситуации, число разводов все еще составляет более половины от числа заключенных браков.

При этом чаще всего распадаются семьи с несовершеннолетними детьми. Р. М. Ярмиева, анализируя ситуацию в Татарстане, относительно благополучном в социально-экономическом отношении регионе, говорит, что на фоне устойчивой тенденции увеличения числа малых семей существует тенденция «сокращения суммарного коэффициента рождаемости, то есть числа детей, рожденных одной матерью (в 1981 г. - 2,1; в 2002 г. - 1,4; в 2003 г. -1,35 ребенка), наблюдается рост количества детей, рожденных вне брака». Так, в 2003 г. численность детей, рожденных вне брака, составила 9874, что на 34,6 % больше, чем в 1997 г. .

В 2006 г., по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, количество детей, родившихся на 1 тыс. человек населения, составило 10,4, умерших - 15,2. В том же году количество детей, умерших в возрасте до одного года на 1 тыс. родившихся живыми, составило 10,2. Ежегодно, по данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ, по причине невынашиваемой беременности погибает до 170 тыс. детей. Лишь 28 % новорожденных можно считать здоровыми, остальные появляются на свет больными или входят в группу риска . В России на 100 новорожденных приходится 150 абортов, а недавно их было свыше 200 .

В 2006 г. в неполных семьях, по данным Федеральной службы судебных приставов РФ, проживали более 10 млн детей. В январе-апреле 2007 г. добровольно выплатили алименты лишь около 340 тыс. должников (из общего количества в 12 млн). Количество ежегодно поступающих по делам об алиментах заявлений достигает 2 млн .

В январе 2007 г., по данным Минздрава РФ, количество детей-сирот достигло порядка 750 тыс., из которых в интернатах воспитывалось порядка

200 тыс. Количество детей, ежегодно остающихся без попечения родителей, составляет около 90 тыс., а детей, устраиваемых на воспитание в семьи, -около 75 тыс. .

По данным статистики, 2-2,5 тыс. детей ежегодно погибают от домашнего насилия, около 2 млн несовершеннолетних граждан (в возрасте до 14 лет) избивают родители, 50 тыс. детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения, около 2 тыс. детей и подростков ежегодно сводят счеты с жизнью. Кроме того, более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, а 30-40 % всех тяжких насильственных преступлений совершается в российской семье. В России продолжает расти число беспризорников. По мнению специалистов, оно составляет 3-4 млн человек .

Приведенные выше данные напрямую свидетельствуют о кризисе российской семьи. Кроме того, в России долгое время сокращалось не только фактическое, но и желаемое число детей. Наше исследование показывает, что эта тенденция сохраняется. Остается актуальной проблема трудоустройства родителей, воспитывающих детей, т.к. работодатели предпочитают бездетных специалистов. Не решена проблема доступности жилья для молодых семей, а доход в таких семьях часто ниже прожиточного минимума. В стране сложилась ситуация, когда семьи с детьми живут заведомо хуже в материальном отношении, чем семьи без детей.

В ходе предпринятого исследования было опрошено 100 респондентов репродуктивного возраста, в том числе 33 мужчины и 67 женщин. Был задан вопрос: «Что Вас останавливает от рождения детей?» (табл. 1).

Таблица 1

Основные причины отказа от рождения детей (Ы = 100)

Что Вас останавливает от рождения детей? % к опрошенным

1. Плохие жилищные условия 23

2. Недостаток денежных средств 59

3. Боязнь потерять хорошую работу 6

4. Возможность прекращения карьерного роста 5

5. Физические трудности и эмоциональные переживания, связанные с воспитанием детей 20

6. Неуверенность в партнере 17

7. Ничего 2

Примечание: Количество ответов больше 100 %, т.к. респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

Сегодня семейный аспект учитывается при реализации финансовой политики. Государство призвано обеспечить реальную безопасность семьи, ее благополучие, создать условия для выполнения социально значимых функций. Именно семья, которая в состоянии обеспечить не только свое выживание, но и плодотворное развитие, может стать мощным фактором развития всего общества, поэтому семейная политика должна быть направлена на повышение жизненного потенциала российской семьи. Именно благополучие семьи является наглядным результатом социальных преобразований. На наш взгляд, семейная политика должна быть направлена на решение следующих задач:

Создание условий для выполнения репродуктивной, экономической, социокультурной и жизнеохранительной функции, оказание помощи в адаптации семьи к социально-экономическим переменам;

Повышение культуры брачно-семейных отношений и семейных ценностей для укрепления института семьи и улучшения демографической ситуации, воспитание родительской ответственности и доброжелательного отношения к старшему поколению;

Обеспечение социальной безопасности семьи, в том числе путем экспертизы всех законопроектов и программ с точки зрения возможных последствий их воздействия на жизнедеятельность семьи, создание системы комплексной поддержки семей, прежде всего молодых, обеспечение гарантии защищенности семьям, находящимся в социально опасном положении, борьба с беспризорностью.

Наши респонденты, желающие иметь еще детей, ждут помощи от государства, и не всегда речь идет только о деньгах (табл. 2).

Таблица 2

Необходимые условия для улучшения демографической ситуации

В чем Вы ждете помощи от государства? % к опрошенным

1. Увеличение количества и повышение качества дошкольных учреждений 44

2. Улучшение школьного образования 40

3. Увеличение материальной поддержки семей с детьми 65

4. Улучшение жилищных условий 40

5. Улучшение организации отдыха детей 27

Реализация успешной семейной политики - важная задача государства и общества. Решить ее помогает внедрение национальных проектов, заявленных Президентом России в 2005 г. Действительно, реализация проекта, проводимого по улучшению организации первичного медицинского звена в здравоохранении и обеспечению доступности высоких медицинских технологий для всего населения страны, принципиально важны. Сегодня это выражается в появлении хорошо оснащенных фельдшерско-акушерских пунктов в селах и деревнях, улучшении оснащенности родильных домов, в стране проводится большая работа по созданию перинатальных центров, что поможет резко снизить смертность новорожденных. Следует отметить: речь идет о сети таких центров, что обеспечит своевременную и эффективную помощь всем нуждающимся детям, поможет не только значительно снизить детскую смертность, но и улучшить качество здоровья будущих поколений, т.к. многие болезни можно предотвратить, оказав помощь детям в первые часы и дни их жизни. Внедрение в жизнь родовых сертификатов с 1 января 2006 г. привело к реальной конкуренции родильных домов, способствовало не только улучшению медицинского оборудования, но и психологического климата в этих учреждениях, изменило отношение к самим роженицам.

Повышение качества и доступности российского образования тоже необходимы. Известно, что в 1990-е гг. государство не контролировало всеобщее образование, и посещение ребенком школы было личным делом его самого и его родителей. По данным Ростата, на 1 октября 2004 г. более 12 тыс. детей школьного возраста вообще нигде не учились . Еще недавно

без всякой системы закрывались сельские школы, многих детей помещали в интернаты, условия в которых оставляли желать лучшего, а некоторые дети и вовсе не посещали школу по причине ее отсутствия. Сегодня процесс реорганизации обучения в сельской местности осуществляется более ответственно, а укрупнение школ и повышение качества образования сочетается с эффективным использованием школьных автобусов. Это позволяет детям жить дома, получать родительскую заботу и лучше адаптироваться в среду своего проживания, помогая своим семьям. Кроме того, организация горячего питания (для многих категорий детей бесплатного) служит укреплению здоровья школьников. Меняется к лучшему и положение в городе: строятся новые школы, проводится ремонт школьных зданий и спортивных залов, вновь открываются бассейны. В школах уделяется внимание укреплению здоровья детей, вновь оснащаются медицинские кабинеты, появляются процедурные кабинеты, усиливается контроль за здоровьем детей и педагогов. В микрорайонах появляются физкультурно-оздоровительные комплексы. В системе образования реально взят курс и на укрепление семьи. Возобновилось проведения совместных мероприятий со старшими родственниками детей (родителями, бабушками и дедушками), создаются советы отцов, советы дедушек, бабушек. Успешно эта работа проводится, например, в Пензенской области, где уже можно видеть ее результаты. Проведение государством конкурсов «Учитель года» и «Школа года» позволяет не только улучшить материальное положение учительства и оснащенность школ, но и поднимает авторитет образования и учителя в глазах российского общества. Государство опять уделяет большое внимание организации отдыха и оздоровления детей, особенно в летний каникулярный период. Школьники ездят в загородные лагеря, в которых помимо усиленного питания и развивающих программ получают и хорошие бытовые условия. Пришкольные лагеря позволяют не только занять детей, но и улучшить их здоровье, благодаря хорошему питанию и витаминизации. Это реальная адресная помощь семье с детьми со стороны государства.

Требует безотлагательного решения в масштабах всей страны и жилищная проблема, назревшая уже давно. Сегодня государство, наряду с массовым строительством, впервые обратило внимание на состояние жилья россиян, началось переселение людей из ветхого жилья, планируется ремонт домов, которые за десятки лет ни разу не ремонтировались. Работа по реализации национального проекта «Жилье» предстоит большая, а результатом его реализации будет реальное улучшение жизни российской семьи и всего населения страны.

Следствием модернизация агропромышленного комплекса России стало и укрепление сельской семьи.

Для повышения эффективности результатов от реализации национальных проектов необходимо еще более ответственно проводить общественную экспертизу и осуществлять контроль над их реализацией. Общество должно активнее влиять на законодательную деятельность государства по созданию максимально комфортных условий для жизнедеятельности и стабильности российской семьи.

Сегодня государственная власть уделяет значительное внимание молодым семьям. В мае 2007 г. Министерством образования и науки была утверждена «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи», раскрывающая необходимость особого внимания государства к молодым семьям. Эта политика важна по ряду причин:

Молодые семьи составляют значительную часть российских семей. К 2006 г. в России насчитывалось более 6 млн молодых семей (около 20 млн граждан). Это значительная часть населения, во многом призванная обеспечить развитие страны в целом. Старение населения и неблагоприятные демографические тенденции «заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним молодым семьям повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений»;

Выделение молодых семей в отдельную категорию позволяет изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, более эффективно решать проблемы жизнедеятельности молодой семьи;

Семьи, как правило, создаются россиянами в молодые годы (ориентировочно средний возраст вступления в брак - 22,2 года для женщин и 24,4 года для мужчин, 70 % заключаемых браков - первые). Именно в этом возрасте продолжают формироваться мировоззренческие позиции и ценностные ориентации молодежи, в том числе «ориентации на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни»;

Статистические данные показывают, что «молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 - с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше и наиболее чревата для семьи, детей, самого института семьи)»;

Деторождение, само будущее нации в основном связано с молодой семьей (3/4 общего числа детей появляется у родителей моложе 30 лет);

Молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в поддержке государства и старших родственников, т.к. часто «не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития».

Необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, «опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки» .

Сегодня молодые семьи получают помощь государства в приобретении жилья. Это и ипотека, и бесплатное выделение жилья, и погашение кредита на жилье с рождением детей. В ноябре 2007 г. возраст супругов в «молодой семье» увеличен до 35 лет, что позволит государству оказывать эффективную помощь в создании условий и улучшении жизни большему числу семей.

Для повышения стабильности российской семьи, улучшения качества ее жизни в рамках реализации национальных проектов и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., необходимо, на наш взгляд, принять ряд мер в масштабах государства:

1. Содействовать обеспечению экономического потенциала семьи, для чего при реализации семейной политики направлять средства бюджетов всех уровней на реальное повышение экономического потенциала семей, не обладающих достаточными средствами для саморазвития. Помочь в формировании семейной занятости, трудоустройстве и переобучении родителей.

2. Содействовать улучшению жилищных условий семей с детьми и молодых семей.

3. Обеспечить строгое соблюдение Семейного кодекса и всех соответствующих законов субъектами социальной жизни, улучшение защиты прав детей, расширение форм общественного воздействия на выполнение семьей социальных функций.

4. Усилить содействие семье, состоящей в браке, со стороны государства и общества. Активно пропагандировать семейные ценности. Морально и материально поощрять семьи, долгое время прожившие в браке, успешно воспитавшие несколько детей и т.д.

5. Активно проводить работу по включению детей, находящихся на государственном попечении, в семейные отношения с целью их успешной социализации (создание замещающих семей).

6. Направить усилия общества и СМИ на успешную реализацию семейной политики и преодоление демографического кризиса.

Следует понимать, что предпринимаемые государством и обществом меры не дадут полной отдачи, если в стране не изменится идейно-духовный и социопсихологический фактор россиян, какой был отмечен в 1943 г.; после Сталинградской битвы, и в 1985 г., во время перестройки. В эти периоды отмечен значительный рост рождаемости и снижение смертности. Рост рождаемости в 2000 г., к сожалению, был недолог . Сегодня налицо рост рождаемости в Российской Федерации. Надеемся, что ситуация в вопросе демографии и благополучии семьи будет только улучшаться. Дети опять должны стать высшей ценностью для граждан России, а быть хорошими родителями должно быть не менее престижным, чем сделать профессиональную карьеру.

По мере реализации семейной и демографической политики все яснее видны огромные проблемы, которые предстоит преодолеть государству и обществу, двигаясь в этом направлении. Необходимо осознать неизбежные трудности и проводить семейную политику еще ответственнее и эффективнее.

Список литературы

1. Здравомыслова, О. М. Гендерные аспекты современных российских трансформаций: проблемы методологии исследования: автореферат дис. ... д-ра фи-лос. наук / О. М. Здравомыслова. - М., 2008.

2. Добреньков, В. И. Россия в условиях глобализации / В. И. Добреньков // Социология. - 2005. - № 1. - С. 170-181.

3. Руденко, Б. Исчезающая Россия. Заметки со Всероссийской конференции по демографии / Б. Руденко // Наука и жизнь. - 2007. - № 1. - С. 38-43.

4. Малахова, В. В. Семейная политика в программных документах политических партий и блоков (Социологический анализ предвыборной кампании в Государственную Думу 2003 г.) / В. В. Малахова // Вестник Московского университета. - 2006. - № 1. - С. 161-179. - (Серия 18. Социология и политология).

5. Антонов, А. И. Кризис семьи и репродуктивного поведения в России как проявление мировой тенденции / А. И. Антонов // Глобализация и социальные изменения в современной России: доклады Всероссийского социологического конгресса (г. Москва, 3-5 октября 2006 г.). - М. : Альфа-М, 2007.

6. Антонов, А. И. Семья в России ХХ1 века / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. - М. : Грааль, 2000.

7. Россия в цифрах. 2007. Краткий статистический сборник / Росстат. - М., 2007.

8. Управление ЗАГС Пензенской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zags.sura.ru/info.html

9. Пензенская область. Основные показатели развития с 1991 по 2006 год: Статистический ежегодник. Официальное издание. - Пенза, 2007.

10. Ярмиева, Р. М. Роль семьи в формировании и развитии языка / Р. М. Ярмиева // Социс. - 2008. - № 1. - С. 65-68.

11. Статика и социология. Семья и дети [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.semya2008.ru/stats/

12. Октябрьский, П. Я. Россия сегодня: проблемы демографии / П. Я. Октябрьский // Вопросы статистики. - 2007. - № 4. - С. 44-47.

13. Ярская- Смирнова, Е. Р. Домашнее насилие над детьми. Стратегии объяснения и противодействия / Е. Р. Ярская-Смирнова, П. В. Романов, Е. П. Антонова // Социс. - 2008. - № 1. - С. 57-64.

14. «Концепция государственной политики в отношении молодой семьи», утверждена Минобрнауки России 8 мая 2007 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ru/work/vosp/dok/3697/

Под семейной политикой понимают систему мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы.

Современная Россия является восприемницей советской социальной политики не столько в плане продолжения каких-то конкретных мер социальной защиты семей с детьми, хотя эти меры во многом воспроизведены - продолжены - восстановлены, сколько в плане идеологии. Если на преемственность в плане конкретных мерах социальной защиты семей с детьми уже указывали (хотя бы в силу их очевидности), то об идеологической преемственности этой политики в отношении семьи пока сказано не много.

Понятие семейной политики в истории российской государственности появилось лишь в 80-е гг. ХХ века, и определялось оно как практика социально-демографической политики. То есть, термин семейная политика, несмотря на широкое использование в международных и национальных документах в нашей стал использоваться и в отечественной научной литературе, и общественно-публицистических дискуссиях только в 80-е г. ХХ века.

Термин «семейная политика» был впервые использован в 1989 г., когда разрабатывалась программа «Семейная политика СССР в 90-е годы» . Надо отметить, что это был первый государственный документ, целиком и полностью посвященный семейной политике, до этого специальные государственные программы по семейной политике не принимались.

Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Основные направления государственной семейной политики в Российской Федерации разрабатываются исходя из: непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса; признания необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества; учета потребности в определении идеологии, основной цели и первоочередных мер государственной семейной политики в современных условиях.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Объектом государственной семейной политики является семья. В целом цифры таковы: всего в России около 50 млн. семей, из них 65% семей имеют одного ребенка, 28% - двоих, всего 6,5% - троих и больше, целых 30% детей в России рождаются в неполных семьях (у матерей-одиночек) .

Субъектами государственной семейной политики выступают органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, работодатели, общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, религиозные конфессии, благотворительные фонды, зарубежные организации, юридические и физические лица.

Государственная семейная политика может быть эффективной лишь в том случае, когда она является органичным элементом всей социальной политики, взаимосвязанным со всеми ее направлениями на стадиях выработки, принятия и реализации решений. Содержание государственной семейной политики находится в прямой зависимости от социально-экономического положения в стране.

Приоритетность мер государственной семейной политики определяется на основе оценки остроты и значимости проблем семьи, степени их влияния на реализацию основных функций семьи, учитывая при этом ограниченность финансовых и ресурсных возможностей государства.

Ориентация на приоритет общечеловеческих ценностей, построение социального правового государства на демократических основах, как это установлено Конституцией Российской Федерации, определяют соотнесение государственной семейной политики с положениями таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также с документами Международной организации труда, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда ООН и других международных организаций.

Основными направлениями государственной семейной политики являются:

  • 1. Обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям, включая:
    • - меры по стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой, усилению социальной защиты работников, высвобождаемых в результате банкротства и структурной перестройки организаций, с учетом семейного положения работников, числа иждивенцев, в том числе детей;
    • - усиление гарантий занятости на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров), путем стимулирования создания для таких работников специальных рабочих мест, обеспечения их профессиональной подготовки и переподготовки, предоставления налоговых или иных льгот организациям, использующим их труд;
    • - поддержку развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства;
    • - обеспечение государственных гарантий общеобразовательной и профессиональной подготовки несовершеннолетней молодежи, особенно профессиональной подготовки с последующим трудоустройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • - обеспечение условий для установления фактического равенства прав и возможностей женщин и мужчин на рынке труда, для повышения конкурентоспособности женской рабочей силы, адаптации женщин к новым экономическим отношениям;
    • - учет при совершенствовании налоговой политики в отношении физических лиц, оплаты труда, при государственном регулировании цен и тарифов для населения необходимости содержания семьи с нетрудоспособными членами за счет трудовых доходов и социальных выплат, достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей семьи, включая оплату услуг образования, здравоохранения, транспорта, коммунального хозяйства, культурных учреждений;
    • - дальнейшее развитие системы семейных пособий, охватывающей поддержкой все семьи с несовершеннолетними детьми; поэтапное увеличение доли расходов на семейные пособия (включая пособия по беременности и родам и по уходу за детьми в возрасте до полутора лет) в валовом внутреннем продукте до 2,2 процента. Увеличение размеров ежемесячного пособия на детей семьям одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, которые уклоняются от уплаты алиментов. Увеличение размеров пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов. Обеспечение своевременной и полной выплаты семейных пособий, включая приоритетное финансирование и жесткий государственный контроль на федеральном уровне;
    • - повышение гарантий материального обеспечения ребенка путем усиления государственного контроля за своевременной и полной выплатой алиментов;
    • - расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах Российской Федерации путем сочетания различных форм социальной поддержки семьи и детей в зависимости от семейного состава населения и социально-экономического и демографического развития регионов;
    • - укрепление в ходе жилищной реформы фонда государственного и муниципального жилья. Кредитование и частичное субсидирование семей, осуществляющих строительство и приобретение жилья. Сохранение льготности обеспечения жильем многодетных семей, неполных семей, семей с инвалидами. Обеспечение экономически обоснованного соотношения доходов семьи и стоимости жилья, размеров его оплаты, аренды и найма.
  • 2. Обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, включая:
    • - распространение на отца прав на льготы в связи с воспитанием детей, предоставляемые в настоящее время на производстве женщине-матери;
    • - усиление государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации в части правовой защиты интересов работающих членов семьи, мужчин, женщин и подростков в сфере труда независимо от формы собственности организации, где они заняты, в том числе в случае безработицы, при приеме на работу женщин и несовершеннолетних, при прекращении трудового договора, по обеспечению гарантий и льгот, предоставляемых работающим женщинам в связи с материнством;
    • - введение экономических стимулов и льгот, повышающих заинтересованность организаций в приеме на работу граждан с высокой семейной нагрузкой, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;
    • - бесплатную профессиональную переподготовку, повышение квалификации или переобучение работниц, имеющих перерывы в трудовой деятельности, вызванные отпусками по беременности и родам;
    • - обеспечение доступности для всех детей детских дошкольных учреждений путем развития сети таких учреждений различных форм собственности. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе увеличивать расходы на строительство, ремонт и текущее содержание подведомственных им детских дошкольных учреждений и устанавливать доступную для всех семей родительскую плату;
    • - развитие сети доступных для всех семей внешкольных учреждений, летних оздоровительных лагерей для школьников в целях обеспечения гармоничного художественного, духовно-нравственного и физического развития детей и подростков, а также надзора за детьми в то время, когда их родители заняты трудовой деятельностью.
  • 3. Кардинальное улучшение охраны здоровья семьи, в том числе:
    • - доступная для всех семей медицинская помощь на основе сочетания бесплатной медицинской помощи и платного медицинского обслуживания;
    • - бесплатная медицинская помощь беременным, роженицам и детям до 18 лет;
    • - профилактика врожденной инвалидности, развитие медикогенетической помощи населению, совершенствование и внедрение перинатальных технологий для ранней диагностики плода, системы обязательного скринингового обследования беременных и новорожденных;
    • - улучшение медико-социальной помощи детям-инвалидам, включая квалифицированное восстановительное лечение, протезирование, санаторное лечение, реабилитационные мероприятия, разработку и выпуск специальных тренажеров, приспособлений, колясок, мебели, спортивного инвентаря. Создание и внедрение программ обучения родителей основам реабилитации и воспитания детей с физическими и умственными недостатками;
    • - развитие учреждений социального обслуживания семьи в целях оказания услуг по уходу за детьми, престарелыми и больными членами семьи, материальной и консультативной поддержки нуждающихся в посторонней помощи семей, отдельных членов семьи в кризисных ситуациях. Создание учреждений для временного проживания беременных женщин, матерей с детьми, одиноких несовершеннолетних матерей, а также обеспечение проживающих в указанных учреждениях правовой и психологической поддержкой, информацией и их социальное устройство .

Таким образом, семейная политика это система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни семьи, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.

Демократические изменения в нашей стране закреплены в основном законе - Конституции РФ, принятой в 1993 г. В ст. 1 Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства» (ст. 2). Конституция РФ играет определяющую роль в процессах социально-политической трансформации России.

Вплоть до 2000 г. забота государства о «достойной жизни и свободном развитии каждого человека» в политической практике сводилась к постепенному сворачиванию общественных фондов потребления и финансирования отраслей социальной сферы без соответствующих компенсаций в оплате труда; нерегулярной выплате заработной платы и пенсий, зачастую не обеспечивающих прожиточный минимум, и пособий для самых бедных. Налицо незавершенность процессов реформирования социальной сферы, перевода ее на рыночные механизмы хозяйствования, формирования новых распределительных отношений, адекватных рыночной экономике.

В процессе социально-политической трансформации России было начато формирование новых политических подходов и соответствующей законодательной базы государственной семейной политики, которая в основном отвечает принципам демократического федеративного правового социального государства, провозглашенного новой Конституцией Российской Федерации.

В основу новой концепции государственной семейной политики положены важнейшие международно-правовые документы Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Европейской социальной хартии.

В Конституции РФ провозглашено, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ст. 38). «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» (ст. 39). В Конституции РФ нашли свое отражение идеи тендерного равноправия, столь важные в семейных отношениях: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ст. 19).

В соответствии с новой Конституцией принято несколько сотен законов Российской Федерации, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов федеральных министерств и ведомств и нормативно-правовых актов субъектов РФ, обеспечивающих права семьи и детей в Российской Федерации. Эти нормативно-правовые документы как общего, так и специального характера содержат конкретные нормы, гарантирующие соблюдение прав и интересов семьи.

В соответствии с Конституцией РФ в Семейном кодексе РФ сформулированы основные принципы семейно-брачного законодательства, пределы законодательной федеральной компетенции и компетенции субъектов РФ в этой области. Определены условия и порядок вступления в брак и его прекращения или признания недействительным, личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи и другими родственниками, порядок и формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейный кодекс РФ еще раз подтвердил традиционные семейные ценности - добровольность брака, основанного на взаимном доверии, любви, поддержке, единобрачие, равенство прав в семье. Законодательно закреплен также приоритет семейного воспитания детей и первостепенное обеспечение их прав и свобод.

Прежде всего в кодексе обеспечен примат прав и интересов личности в семье - основной демократической ценности. В соответствии с этим существенно упрощена процедура разводов в случае очевидного распада семьи, обоюдного согласия супругов и при отсутствии несовершеннолетних детей. В этом случае расторжение брака осуществляется не через суд, а в органах ЗАГС. При наличии несовершеннолетних детей и обоюдном согласии супругов расторжение брака осуществляется через суд без выяснения мотивов развода. Такой порядок расторжения брака обеспечивает уважительное отношение к личности, к конфиденциальности личной жизни.

Однако в любом случае суд обязан защитить интересы детей, порядок их дальнейшего воспитания и содержания. До принятия кодекса в законодательстве о браке и семье охрана прав детей как специальная задача не фигурировала. Сейчас ребенок вправе выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни, самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов, в том числе в суд.

Впервые в кодексе оговариваются основы правовой защиты от насилия в семье. Введение этой нормы является законодательным ответом на увеличение случаев проявления жестокости в семье.

Также впервые законодательно закреплен институт приемной семьи, усовершенствован институт усыновления, законодательно закреплен приоритет семейного воспитания детей, подробно регламентированы его формы: усыновление, опека и попечительство, приемная семья (которой не было ранее).

В кодексе впервые предусмотрены правовые нормы по заключению брачного договора (контракта), согласно которому супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности и установить свой режим долевой или совместной собственности на все имущество супругов либо его отдельные виды или на имущество каждого супруга, что в большей степени отвечает реалиям рыночных отношений и институту частной собственности. Через брачный договор можно регулировать имущественные отношения без заключения законного брака (находясь в так называемом гражданском браке), что стало распространенным явлением в России.

Установлена более гибкая система определения размера алиментов. Суду предоставлена возможность с учетом заслуживающих внимания обстоятельств уменьшать или увеличивать установленный законом размер алиментов. Предусматривается возможность обращения взыскания на имущество плательщика и заключения соглашения о размере, условиях и порядке уплаты алиментов, а также имущественной ответственности за несвоевременную уплату.

Семейным кодексом РФ заложены основы формирования правовой базы новой государственной семейной политики, опирающейся на концепцию прав и свобод человека, тендерного равноправия и преимущественного воспитания ребенка в семье.

Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», вступивший в действие с 19 мая 1995 г., впервые свел воедино и упорядочил на уровне федерального закона все многочисленные виды государственных пособий и компенсаций на детей и пособий в связи с рождением и воспитанием детей, ранее регламентировавшиеся различными нормативными документами (указами, постановлениями правительства, подведомственными актами). Это позволило существенно упростить и унифицировать законодательство, сделать его более понятным для населения и органов исполнительной власти.

Не менее важное значение в правовом обеспечении государственной семейной политики и защиты прав детей имеют соответствующие статьи Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Приняты Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, законы Российской Федерации «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О государственных гарантиях и компенсациях лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации», «О развитии государственной системы профилактики и правонарушений среди несовершеннолетних». Имеются также федеральные законы «Об образовании», «Об охране здоровья граждан», «О социальном страховании», федеральные законы «Об актах гражданского состояния», «О свободе совести и религиозных объединениях», «Об общественных объединениях», «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и многие другие.

Важным стимулом для формирования нового законодательства в области семейной политики стало движение за равные права и возможности мужчин и женщин. Немалая роль в продвижении этой новой для России тендерной идеологии принадлежала фракции Государственной Думы Российской Федерации «Женщины России», Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, а также Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации (1993-2000 гг.). В частности, большая работа, итогом которой стало принятие соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс, была проведена за ратификацию Конвенции 156 МОТ «Конвенция о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» и рекомендации 165 МОТ по данной конвенции.

В указанной Конвенции и рекомендации установлены права родителей, имеющих детей, на недопущение дискриминации при подготовке, доступе, участии или продвижении в экономической деятельности и создание правовых условий для гармоничного сочетания профессиональных и семейных обязанностей. Рекомендовано предоставлять трудящимся с семейными обязанностями право на профессиональную подготовку и выбор работы, принимать во внимание их потребности в области условий труда и социального обеспечения, развивать или содействовать развитию учреждений и служб по уходу за детьми и оказанию помощи семье, предоставлять по возможности оплачиваемые учебные отпуска после возвращения на работу. В соответствии с этим в Трудовой кодекс РФ были внесены дополнения, согласно которым льготы для работающих женщин, имеющих детей, были распространены на работающих мужчин с детьми.

Таким образом, законодательно гарантированы основные права семьи, супругов и детей на жизнь, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность, жилище, образование, свободу передвижения, нормальные условия и оплату труда, социальное обеспечение и социальное обслуживание, охрану здоровья и медицинскую помощь, доступ к культурным ценностям.

Необходимо отметить, что основным приоритетом развития правовой базы государственной семейной политики последнего десятилетия являлась защита прав и интересов детей.

В то же время законодательное оформление концепции государственной семейной политики осталось незавершенным. Сущность, цели, принципы и основные направления государственной семейной политики закреплены не законом, а Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики». Данный указ основан на концепции общечеловеческих ценностей и социального правового государства. Он имеет декларативный характер, поскольку конкретные нормы государственной поддержки семей, установленные в большинстве принятых федеральных законов, не обеспечивают в полной мере реализацию целей и принципов семейной политики, изложенных в указе.

Политическая практика России в 1990-е гг. развивалась в направлении постепенного отказа от сложившейся в советское время инфраструктуры социализации детей и конкретных мер поддержки семей советского периода и перехода к защите самых малообеспеченных семей. Фактически в 1990-е гг. в России возникли и углубились противоречия между сформулированными в законодательных актах целями и принципами государственной семейной политики и правоприменительной практикой в указанной области.

Негативную роль сыграли отмена обязательного среднего общего образования и коммерциализация профессионального образования. После окончания 9-го класса многие 15-летние подростки не работают и не учатся. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не учившихся детей. Дети вытесняются на улицу.

С 1990-х гг. быстро растет число неполных семей, образующихся в результате смерти одного из родителей, разводов или рождения детей вне брака. Внебрачная рождаемость возросла в России с 14,6% в 1990 г. до 28% в 2000 г. Число разводов за этот же период выросло до 628 тыс. в 2000 г. Численность населения, умершего в трудоспособном возрасте увеличилась 1990 г. в 1,5 раза, что определило рост неполных семей. В неполной семье, имеющей значительно меньшие возможности для материального обеспечения и социализации детей, воспитывается сегодня каждый седьмой ребенок.

Увеличиваются инвалидизация населения и число семей с инвалидами, которые располагают значительно меньшими возможностями для социализации детей. В 2000 г. в России было около 10 млн инвалидов, в том числе 592 тыс. детей-инвалидов.

Рост семейного неблагополучия в определяющей степени связан со снижением материальных доходов семей, ростом дифференциации доходов при одновременном увеличении платности и снижении доступности для семей услуг социальной сферы.

Ослаб воспитательный потенциал семей, о чем свидетельствует увеличение числа детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. В больницы помещаются дети, которые длительное время остаются в семье без присмотра и пищи. Число обездоленных детей пополняется за счет семей, где родители потеряли уверенность в завтрашнем дне и в своей способности накормить и одеть детей, дать им образование. Из-за пьянства, наркомании, аморального образа жизни, отказа от содержания детей государство вынуждено лишать родителей их родительских прав и передавать детей в опекунские и приемные семьи, в государственные интернатные учреждения.

В плане развития государственной семейной политики требуется полный учет и оздоровление всех неблагополучных семей: трудоустройство родителей, лечение их от алкоголизма, оказание помощи по нормализации внутрисемейных отношений, в решении правовых, медицинских, жилищных и иных проблем, а также обеспечение постоянного патронажа проблемных и кризисных семей.

Для выявления кризисных семей и работы с ними нужна совместная деятельность всех органов власти и управления, всех учреждений и отраслей социальной сферы на территории (комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, занятости населения, жилищно-коммунального хозяйства, органов внутренних дел, прокуратуры, органов опеки и попечительства и др.). Эту задачу невозможно решить без участия самих семей, общественных организаций, религиозных конфессий, научных учреждений, волонтеров, промышленников и предпринимателей. Важная роль в этом процессе принадлежит квалифицированным социальным работникам.

В конкретной работе нужно учитывать, что не все семьи поддаются реабилитации. Поэтому так важно развитие альтернативных форм семейного воспитания детей: усыновления, опеки и попечительства, приемных семей, семейных групп.

Ликвидация беспризорности и профилактика безнадзорности требуют комплексного подхода к реализации государственной политики поддержки семьи и детства, изменения ее приоритетов.

Основное условие успешности государственной семейной политики - реформирование всей социальной политики и в первую очередь распределительных отношений. Дискуссии об этом не прекращаются среди политиков и ученых начиная с 1990-х гг., но практических шагов в этом направлении явно недостаточно.

Говоря об эволюции старых форм государственной семейной политики в 1990-е гг. нельзя не отметить позитивное влияние на положение семей новой формы прямой поддержки семей - социального обслуживания семей. Это новая для России форма государственной семейной политики. Она представлена многопрофильными территориальными центрами социальной помощи семье и детям, социальными гостиницами и приютами, кризисными центрами, центрами экстренной социальной помощи (телефонами доверия), центрами реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями и девиантным поведением, центрами планирования семьи, центрами опеки и попечительства и другими социальными учреждениями. В то же время сеть таких учреждений нуждается в развитии и совершенствовании нормативно-правовой базы, улучшении финансирования и кадрового обеспечения, укреплении материально- технической базы.

Главная проблема современного состояния прямых форм государственной поддержки семей с детьми заключается в том, что установленные законодательством нормы социальных выплат на детей и семьи, имеющие детей, не охватывают все нуждающиеся семьи, не оказывают существенного влияния на улучшение положения детей в семье, недостаточны для обеспечения полноценного содержания и воспитания детей в детских дошкольных учреждениях, школах, государственных интернатных учреждениях, воспитательных колониях.

Нуждаются в реформировании организационные, финансовые, информационные, пропагандистские и другие механизмы реализации семейной политики.

За последнее десятилетие не произошло позитивных перемен в системе управления государственной семейной политикой. В высшем органе законодательной власти - Государственной Думе Федерального Собрания с января 1994 г. работает специальный Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, а в Совете Федерации вопросами семейной политики занимается наряду со многими другими проблемами Комитет по вопросам социальной политики. Нет специальных государственных органов на уровне Правительства Российской Федерации. Образованный в 1990 г. Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР вскоре был передан в ведение Минсоцзащиты России и потерял свой статус. Вплоть до настоящего времени все координационные функции в области государственной семейной политики, ее концептуальное и организационное обеспечение на уровне федеральных органов исполнительной власти возложено на Минтруда России (после его слияния с Минсоцзащиты России). Отдельными вопросами семейной политики занимаются Минздрав России, Минобразования России, Минюст России, МИД России, Минфин России, Минэкономразвития России, Минспорта России, Госкомстат России, другие федеральные министерства и ведомства социальной направленности.

Большую роль в законодательном и организационном обеспечении государственной семейной политики 1990-х гг. сыграли Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи, Министерство социальной защиты населения (специальный Департамент по проблемам женщин, семьи и детей), Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте РФ, образованная в ноябре 1993 г. и упраздненная в сентябре 2000 г. Несмотря на консультативный статус, комиссия принимала участие в разработке и координации семейной политики. Это было обусловлено тем, что она действовала при главе государства, в ее состав входили руководители федеральных министерств и ведомств социальной направленности, депутаты Государственной Думы, крупнейшие ученые и руководители федеральных общественных организаций. Главная заслуга комиссии заключалась в разработке новых целей, принципов и приоритетов государственной семейной политики, основанных на концепции общечеловеческих ценностей, и обеспечении их отражения в российском законодательстве. Существенной была ее роль и в организации и разработке федеральных и региональных программ поддержки семьи, привлечении внимания исполнительной и законодательной власти, общественности, средств массовой информации к проблемам семьи, в активизации семейной политики в субъектах Российской Федерации. Комиссия работала в постоянном контакте с временным Национальным советом по подготовке и проведению Международного года семьи в Российской Федерации, реализовавшим широкий комплекс информационных, пропагандистских, научных и культурных мероприятий в области семейной политики на федеральном уровне и обеспечившим координацию аналогичных мероприятий в субъектах Российской Федерации.

Очевидно, что серьезным недостатком сложившейся к настоящему времени системы управления государственной семейной политикой является ее незавершенность на высшем уровне государственной власти. На уровне Правительства РФ нет специального министерства или ведомства, а также соответствующего подразделения в структуре Аппарата Правительства РФ. В Совете Федерации необходим специальный комитет по вопросам семейной политики. В Администрации Президента РФ целесообразно воссоздать комиссию или совет при Президенте РФ. Соответствующие структуры необходимо также сформировать на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации. Помимо этого следовало бы образовать специальные структурные подразделения, занимающиеся вопросами семейной политики в федеральных министерствах и ведомствах социальной направленности. Без такого организационного обеспечения вряд ли удастся успешно решить задачу завершения реформирования государственной семейной политики и обеспечить ее стабильную реализацию в новых условиях.

До сих пор отсутствует стабильная система финансирования мероприятий собственно семейной политики, в том числе не отработаны вопросы распределения расходов между федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и бюджетами субъектов Российской Федерации. Недостаточно привлекаются к решению названных проблем другие источники финансирования.

В связи с междисциплинарным характером проблем семьи и межведомственными механизмами их решения необходимо создать прочную финансовую базу финансирования научных исследований в области фамилистики и государственной семейной политики. Назрел вопрос о координации изучения экономических, демографических, этнографических, психологических, правовых и других проблем семьи, которыми сегодня занимаются специалисты отраслевых институтов и институты Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук. Усилий одного ведомственного НИИ семьи Минтруда России явно недостаточно, тем более в условиях недофинансирования.

Развитие государственной семейной политики ограничивается нехваткой квалифицированных кадров в области социальной работы с семьей, демографии, социологии, психологии, права, педагогики, экономики и планирования семьи. Эти кадры необходимы для обеспечения деятельности всех структур управления в области семейной политики и развития научных исследований.

Проблемы семьи редко обсуждаются в средствах массовой информации, научных журналах, специальной литературе. Органы власти и управления, специалисты и население недостаточно информированы о современных проблемах семей и путях их решения.

Серьезная проблема информационного обеспечения семейной политики - недостаточность статистической и социологической информации о положении семей. Представляется, что наиболее приоритетными направлениями совершенствования статистики являются разработка статистических показателей демографического поведения разных типов семей, совершенствование учета доходов семей, данных о занятости членов семей с семейными обязанностями, тендерной статистики.

Подводя итоги анализу процессов модернизации государственной семейной политики в России, отметим несоответствие концептуальных подходов и политической практики этой политики (правильность концепции и неадекватные ей практические меры), недооценку со стороны государства значения государственной семейной политики и семьи как основной опоры социально-политических преобразований, незавершенность законодательного обеспечения политики, а также серьезные недостатки институциональных механизмов реализации этой политики.

Одной из причин неэффективности современной государственной семейной политики является также и незавершенность реформирования отраслей социальной сферы, перевода ее на рыночные механизмы хозяйствования и соответствующего реформирования распределительных отношений.

Поделиться