Коллегия мчс. Коллегия мчс обсудила вопросы повышения готовности подразделений

За последние годы несколько крупных силовых ведомств Российской Федерации претерпели значительные структурные изменения. Продолжается этот процесс и сейчас, а многочисленные слухи и новости указывают на то, что в будущем россиян ожидает ещё более глобальная реорганизация силовых и военизированных структур. Поэтому статья будет посвящена анализу разрабатывающейся реформы МЧС, которая, ожидаемо, завершится к 2018 году.

Почему, о реформе МЧС говорится так много? Все дело в том, что ее модель была признана наиболее успешной и сейчас ставится в пример перед другими ведомствами. В частности, здесь был успешно внедрен риск-ориентированный подход, когда одной из основных задач является предупреждение чрезвычайных ситуаций, а не ликвидация их последствий.

Другим моментом, от которого в МЧС планируют полностью отказаться к 2018 году, является полный отказ от так называемой репрессивной модели, при которой штраф будет являться не основной, а крайней, вынужденной мерой. Приоритет же будет за предостережениями, предупреждения и разъяснительной работой.

Первым признаком близящихся глобальных изменений в организации военизированных ведомств исполнительной власти стало упразднение ФСКН и передача её функций полиции. Тогда эксперты связывали такой серьёзный шаг с неэффективностью Федеральной службы, работники которой регулярно попадали в громкие скандалы. Однако практически сразу по тому же сценарию распустили ФМС, деятельность которой была мало заметна и не подвергалась серьёзным нареканиям.

Уже на этом этапе стало понятно, что как минимум до 2018 года будет проведена глобальная реорганизация, которая может затронуть МЧС, МВД и даже ФСБ. Поэтому известие о создании российской Национальной Гвардии уже мало кого удивило. В этот раз силовиков различных уровней ждали более масштабные перемены, самыми знаковыми из которых стали объединение наиболее дееспособных спецподразделений под единым командованием и расширение их полномочий. Но на этом реформистские настроения правительства вряд ли иссякнут.

Реформа МЧС и ФСБ к 2018 году: слухи или реальность?

Пока никаких официальных заявлений о продолжении изменений в важнейших ведомствах страны не было, но в СМИ регулярно утекают откровения неназванных источников, упоминающих как минимум два события, которые произойдут в ближайшие годы. Первое – это создание Министерства Государственной Безопасности, ближайшим прародителем которого называют советское КГБ. Основой для вновь созданной структуры послужит ФСБ, которому передадут в подчинение ФСО (на данный момент охраняет ключевые лица в системе государственного управления) и СВР (деятельность которой по логике вещей гораздо больше согласуется с задачами Министерства обороны).

В этом же контексте упоминается и реформирование МЧС как раз к 2018 году. К счастью, полное расформирование МЧС России к 2018 году проведено не будет, но, скорее всего, функциональные подразделения ведомства поделят между армией и полицией. В частности, те же высокие государственные чины, пожелавшие остаться анонимными, сообщают, что пожаротушение в будущем будет находиться в сфере ответственности МВД, а Минобороны возьмёт на себя более «полевые» задачи, такие как борьба с чрезвычайными ситуациями и спасательные работы.

Отметим, что реальных подтверждений таких радикальных изменений на сегодняшний день нет, и пока они выглядят просто как слухи, которые тиражирует ряд СМИ для поднятия своих собственных рейтингов.

Предпосылки реформы МЧС к 2018 году

Как уже было сказано, никаких официальных заявлений о реформах МЧС к 2018 году пока не последовало, но уже сейчас существует ряд реальных шагов в этом направлении, которые указывают на характер будущих изменений.

Самый яркий из них – это президентский Указ, опубликованный в августе этого года, который сокращает максимальное число работников ведомства. Таким образом, с этого года максимальное число работников Министерства чрезвычайных ситуаций ограничивается следующими числами:

  1. Общее количество сотрудников не должно превышать 288,5 тыс. человек.
  2. 7,2 тыс. из них будут относиться к воинским формированиям в подчинении министерского управления.
  3. Гражданские должности будут занимать 30 тыс. человек.
  4. Число же работников министерского аппарата не превысит 820 сотрудников.

Столь существенные ограничения явно указывают на то, что министерство готовится к будущим структурным изменениям, в ходе которых неминуемы увольнения сотрудников. Однако стоит помнить, что глобальные сокращения в различных ведомствах проходили и ранее. Например, в конце 2015-го был значительно урезан штат многих министерств и даже Управления делами Президента, поэтому, возможно, текущие меры не несут прямой угрозы для существования пожарной службы в нынешнем её состоянии.

Ещё одним фактом, помогающим дать ответ на вопрос «что будет с МЧС в 2018 году», является формирование 100-го отдельного полка материального обеспечения. Это оперативное подразделение, основной задачей которого является борьба со стихийными бедствиями, уже сейчас полностью подчиняется Министерству обороны. Это обстоятельство может служить весомым доказательством того факта, что в будущем пожарное ведомство как минимум частично будет передано военным.

Другой составляющей реформы МЧС в 2018 году является изменение в работе пожарных инспекторов – которая, до этого была притчей воязыцех Суть этих изменений предельна проста и заключается в отказе от системы проставления «палок». Главный критерий оценки работы пожарного инспектора может быть только один – это количество пожаров, произошедших на той территории и объектах, за которые он несет ответственность.

В контексте данной статьи нельзя не упомянуть и о грядущем Чемпионате Мира по футболу, который в 2018 году должен состояться в России. Роль работников ведомства на этом мероприятии сложно недооценить, поэтому международный праздник футбола может стать причиной переноса реформы МЧС России с 2018 года на более поздний период. Более того, недавно официальные лица заявляли, что специально на период проведения ЧМ оперативные противопожарные бригады будут доукомплектованы за счёт сотрудников управляющего состава. Вместе с ними для «усиления» действующих караулов и подразделений на год будет продлён срок службы сотрудников, которые должны выйти на пенсию.

Также в рамках организации будущего футбольного действа чиновники обещали выдать сотрудникам, задействованным в обеспечении пожарной безопасности в городах, принимающих ЧМ, новую экипировку. Такой малозначимый факт также может служить косвенным доказательством сохранения министерства в его теперешнем виде. Ведь зачем выдавать пожарным новую форму, если бы в 2018 году планировалась ликвидация МЧС?

Поэтому, несмотря на серьёзные предпосылки того, что МЧС, как и многие силовые ведомства, будет подвергнуто серьёзной реорганизации или переподчинению, существует множество обстоятельств, указывающих на обратное. В любом случае делать окончательные выводы сейчас рано, но можно утверждать, что МЧС меняется в лучшую сторону, как качественно, так и структурно и этот тренд будет продолжаться на протяжении всего 2018 года.

Подразделения МЧС в городах, где пройдет ЧМ-2018, оснастят новой техникой МЧС России оснастит свои подразделения в городах, где будет проводиться чемпионат мира по футболу-2018, новейшей современной пожарно-спасательной техникой.

МОСКВА, 27 июл - РИА Новости. Вопросы повышения готовности подразделений, а также сокращения текущих затрат обсудило руководство МЧС России на сегодняшнем заседании коллегии, сообщили журналистам в пресс-службе министерства.

"Повышение уровня готовности реагирующих подразделений системы МЧС России, а также улучшение социально-экономического положения сотрудников — это приоритетные направления нашей деятельности", — сказал глава МЧС России Владимир Пучков.

Он сообщил, что специально созданная комиссия под руководством заместителя министра Олега Баженова проверила выполнение территориальными органами МЧС России принятых решений. "В ходе проверок были выявлены должностные лица, которые подошли к исполнению поручений формально, без должной инициативы", — сказал он. Министр напомнил, что квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, будут проверены у отдельных руководителей в ходе очередного заседания центральной аттестационной комиссии.

Члены коллегии особое внимание уделили выполнению социальных обязательств перед личным составом министерства в современных экономических условиях. Кроме того, они обсудили реализацию государственной социальной политики. На заседании коллегии также обсуждались вопросы принятия дополнительных мер по повышению уровня заработной платы в договорных подразделениях Федеральной противопожарной службы и социальной защиты работников.

Пучков отметил, что от уровня оплаты труда сотрудников напрямую зависит боеготовность дежурных караулов к решению задач в области обеспечения пожарной безопасности. "Вопрос заработной платы в договорных подразделениях ФПС требует комплексного подхода. Для решения данной проблемы необходимо наладить тесное взаимодействие с руководителями охраняемых объектов, проработать вопросы по дополнительному финансированию данных подразделений в полном объеме с учетом повышающего коэффициента и других выплат", — сказал Пучков.

Он добавил, что в МЧС России поэтапно реализуются комплексные меры, направленные на стимулирование личного состава договорных подразделений ФПС сверх установленного фонда оплаты труда за счет средств охраняемых организаций. Договорными подразделениями ФПС обеспечивается прикрытие около 235 объектов важнейших стратегических отраслей народного хозяйства, включая машиностроение, энергетику, металлургическую и нефтегазовую промышленность. В районе выезда договорных подразделений ФПС находится 2,055 тысячи населенных пунктов, в которых проживают около 10 миллионов человек.


Сегодня под руководством главы чрезвычайного ведомства Владимира Пучкова состоялось заседание Коллегии МЧС России.
На нем были рассмотрены вопросы о дополнительных мерах по повышению готовности органов управления и подразделений МЧС России к выполнению задач по предназначению и улучшению социальной защищенности личного состава реагирующих подразделений, а также о организационно-штатных мероприятиях и сокращении расходов на денежное довольствие в центральном аппарате и территориальных органах МЧС России.

На Коллегии с докладами выступили директор Организационно-мобилизационного департамента Андрей Третьяков, директор Департамента кадровой политики Анатолий Кузнецов, директор Финансово-экономического департамента Раис Ахмадеев, директор Департамента материально-технического обеспечения Юрий Малов.

В рамках реализации решений Коллегии от 16 января 2015 года в чрезвычайном ведомстве был проведен комплекс мероприятий, направленный на дальнейшую оптимизацию расходов на текущее содержание и повышение эффективности расходов МЧС России. Изданы приказы и организационные директивы по оптимизации структур и численности территориальных органов и подведомственных МЧС России учреждений (организаций).

Глава МЧС России Владимир Пучков потребовал в ходе оптимизации расходов министерства и сокращения сотрудников обеспечивающих подразделений ведомства сохранить для них все социальные гарантии.

«Необходимо в ходе проведения оптимизации сохранить для сокращаемых сотрудников все социальные гарантии. Это очень важно», - сказал Владимир Пучков.



Министр подчеркнул, что в ходе оптимизации деятельности министерства сокращения не коснутся реагирующих подразделений - пожарных и спасателей. Организационно-штатные мероприятия в основном пройдут в кадровых, финансовых и тыловых службах структурных подразделений и учреждениях центрального подчинения.

«Недопустимо сокращение женщин, имеющих трех и более детей, одиноких матерей и беременных», - отметил Владимир Пучков.

На Коллегии Министр подчеркнул, что курсанты, оканчивающие в этом году ведомственные учебные заведения, будут трудоустроены в приоритетном порядке.

«В региональные кадровые управления уже направлены соответствующие уведомления», - сказал глава чрезвычайного ведомства.

Кроме того, глава МЧС России Владимир Пучков отметил, что производственно-технические центры, осуществляющие ремонт пожарной и спасательной техники, после реорганизации должны сохранить свое предназначение и поручил организовать оказание услуг по ремонту на платной основе.



В целях дальнейшего наращивания усилий по сокращению неэффективных расходов в системе МЧС России и улучшения социальной защищенности личного состава реагирующих подразделений Коллегия МЧС России поручила Организационно-мобилизационному департаменту совместно с структурными подразделениями центрального аппарата подготовить предложения по оптимизации количества работников коммунального хозяйства в учреждениях центрального подчинения, спасательных воинских формированиях и территориальных органах МЧС России. Финансово-экономическому департаменту поручено осуществлять ежемесячный контроль за движением денежных средств на социальные выплаты, не позднее 15 числа текущего месяца. Начальникам территориальных органов МЧС России и учреждений, находящимся в ведении МЧС России, дано указание организовать разъяснительную работу со всеми категориями персонала, замещающими должности, по которым проводятся организационно-штатные мероприятия, а также оказать личному составу максимальную помощь и содействие в трудоустройстве в иные организации и учреждения.

    Приложение N 1. Положение о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации Приложение N 2. Перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации

Приказ МЧС РФ от 6 августа 2004 г. N 372
"Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

24 октября 2006 г., 2 июля, 6 августа 2007 г., 8 сентября 2008 г., 11 января 2012 г., 10 декабря 2013 г., 21 марта 2014 г., 1 июля 2015 г., 25 марта 2019 г.

2. Утвердить Перечень территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации (приложение N 2).

3. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 18.06.2003 N 317 "Об утверждении Примерного положения об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 июня 2003 г., регистрационный N 4820).

С.К. Шойгу

Регистрационный N 5977

Сегодня в чрезвычайном ведомстве под руководством Владимира Пучкова состоялось заседание Коллегии МЧС России, на котором обсуждались вопросы реализации основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности на период до 2030 года. Также были рассмотрены вопросы дальнейшего развития беспилотной авиации и применения новейших технологий в МЧС России на период 2018-2020 годов.

Во время рассмотрения первого вопроса было отмечено, что основным направлением государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является комплексное развитие и дальнейшее совершенствование деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Эта деятельность должна проводиться на основе современных подходов и с учетом новых угроз национальной безопасности нашей страны.

Для организации системной работы предлагается планирование реализации Основ государственной политики осуществить в три этапа:

Провести системную оценку состояния дел на территории субъектов Российской Федерации, соответствующих целям и задачам, определенным Основами государственной политики. Для этого необходимо выявить пробелы нормативного правового характера, создающие препятствия для реализации определенных практических мероприятий, и на этой основе спланировать направления нормотворческой деятельности.

Реализовать задачи по уточнению рисков и угроз, а также определению необходимых мер по их парированию. Эта работа должна быть проведена с задействованием потенциала главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации во взаимодействии с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также территориальными органами.

Согласовать проект межведомственного плана реализации Основ государственной политики с федеральными органами исполнительной власти.

Предлагаемые меры позволят сформировать эффективную систему мероприятий по реализации Основ государственной политики, а также обеспечить достижение показателей состояния национальной безопасности Российской Федерации в данной сфере.

Отдельным разделом в плане реализации Основ, по мнению главы спасательного ведомства Владимира Пучкова, должна идти работа с населением и привлечение общественных организаций к формированию культуры безопасности граждан.

«Напоминаю, что реализация Основ государственной политики в области защиты населения и территорий необходима для создания комфортных безопасных условий для жизни человека», - сказал Владимир Пучков.

На коллегии было отмечено, что впервые за всю историю пожарной охраны России Президентом Российской Федерации В.В. Путиным утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года».

Определены основные задачи, которые предстоит решить, а также приоритетные направления государственной политики в указанной сфере, среди которых:

Внедрение современных методов минимизации пожарных рисков на территории Российской Федерации;

Развитие системы негосударственного контроля, декларирования, самоконтроля организаций в области пожарной безопасности;

Совершенствование надзорных функций на основе риск-ориентированного подхода, принципов уменьшения государственного вмешательства в предпринимательскую деятельность, повышение роли профилактических мероприятий;

Продвижение российских пожарно-спасательных технологий и отечественных разработок на международном уровне;

Развитие органов дознания и испытательных пожарных лабораторий.

В ходе совещания Владимир Пучков отметил, что на ближайшие пять лет разработан проект Плана мероприятий МЧС России по реализации указанных Основ (I этап). В него включены основные мероприятия по развитию приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности.

В качестве наиболее значимых Основами предусматривается защита критически важных и потенциально опасных объектов, детских оздоровительных лагерей, объектов образования, здравоохранения и социальной сферы. Особое внимание уделено исключению избыточных административных барьеров и коррупционных проявлений.

Результаты и достижения от реализации мероприятий, предусмотренных данным Планом, будут учтены при планировании мероприятий II этапа на период до 2030 года.

В тоже время, пристальное внимание члены коллегии уделили вопросам развития и применения беспилотных авиационных систем МЧС России.

Министр обратил внимание на недостаточно активное использование новых технологий в этой области.

«Это очень важное направление нашей деятельности, динамично развивающаяся сфера, с помощью которой решаются всё новые и новые задачи. Каждые пять минут мы тушим пожары, нужны мониторинг и оценка для постоянного контроля ситуации. И для этого необходимо развивать технические системы на базе искусственного интеллекта, в том числе беспилотную авиацию», - сказал Владимир Пучков.

В настоящее время на оснащении реагирующих подразделений МЧС России состоит 1591 единица беспилотных авиационных систем (далее – БАС), в том числе 1554 единицы вертолетного (мультироторного) типа и 37 единиц самолетного типа. Беспилотные летательные аппараты отвечают всем современным требованиям, необходимым для выполнения задач по предназначению. Все они российского производства с отдельными иностранными комплектующими.

Для дальнейшего развития беспилотной авиации в этом году и плановом периоде 2019-2020 годов предусмотрена закупка БАС нового поколения до 200 единиц ежегодно.

«Новые технологии должны появляться на вооружении пожарно-спасательных подразделений. Это требование современного мира», - заключил Владимир Пучков.

С помощью беспилотной авиации МЧС России выполняет ряд важных задач, в том числе таких как: контроль зон ЧС, определение точных координат границ района ЧС и объектов поиска, воздушное патрулирование заданных районов, контроль надводной обстановки, а также выполнение задач воздушной разведки, мониторинг пожароопасной, паводковой и ледовой обстановки, разведка путей движения, аэрофотосъемка заданных районов с последующей топографической привязкой фотоснимков, а также видео-фотодокументирование объектов контроля для получения обзорных и детальных изображений.

Использование тепловизора, входящего в комплектацию беспилотных воздушных судов с улучшенными характеристиками позволяет выявлять скрытые очаги возгорания, прогнозировать обрушения конструкций и сооружений путем определения температуры поверхностей, что дает возможность эффективно осуществлять меры по профилактике и ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

Опыт подготовки и проведения мероприятий по предупреждению ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий свидетельствуют о возрастающей роли применения БАС в различных условиях. Только в 2017 году организовано и осуществлено свыше 17 000 полетов, в том числе более 3 500 полетов при реагировании на ЧС. Всего налет составил свыше 2 800 часов.

На коллегии также были определены основные направления развития БАС в системе МЧС России с учетом положений Концепции, а также опыта, приобретенного подразделениями ведомства при ликвидации аварий и тушении пожаров. Среди наиболее приоритетных - способность выполнять задачи в различных климатических условиях, сокращение времени реагирования на ЧС; организация подготовки и повышения квалификации специалистов, эксплуатирующих БАС; изучение передового международного опыта в сфере применения беспилотной авиации и другие.

Обсудив основные вопросы повестки дня, члены коллегии МЧС России еще раз отметили, что основным механизмом реализации государственной политики в области защиты населения и обеспечения безопасности является совместная деятельность органов государственной власти всех уровней, организаций и граждан. Это позволит существенно повысить эффективность реализации запланированных мероприятий. На межведомственном уровне необходимо формирование системы взаимосвязанных механизмов, направленных на совершенствование защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций с учетом современных рисков и угроз.

Поделиться