Ричард Бёрд: таинственная экспедиция. Сражение в антарктиде Другие действующие лица


Кто в 1947 году атаковал секретную антарктическую экспедицию ВМС США под руководством контр-адмирала Ричарда Бёрда?


«Когда адмирал Ричард Бёрд выбрался из самолёта, к нему якобы подошёл голубоглазый блондин, который на ломаном английском языке передал обращение к американскому правительству с требованием прекратить ядерные испытания! Пришелец, который оказался немцем из тайной нацистской колонии в Антарктиде, пригласил Ричарда Бёрда с собой…»


Антарктическая экспедиция известного американского полярного исследователя, контр-адмирала Ричарда Бёрда была осуществлена более 60 лет назад. Известно, что экспедиция, рассчитанная на 8-месячную продолжительность, была неожиданно быстро свёрнута, не продлившись и 3-х месяцев. Слухов и домыслов об этой экспедиции имеется предостаточно. Попытаемся разобраться в том, что же, на самом деле, произошло у берегов Земли Королевы Мод в феврале 1947 года.

Ричард Бёрд в Соединённых Штатах Америки долгое время почитался в качестве легендарной фигуры. Примерно так же, как и в СССР - почётный полярник Иван Дмитриевич Папанин и его коллеги: Е.К. Егоров, Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов, которые с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года осуществили знаменитый дрейф на льдине от Северного полюса по Гренландскому морю вдоль восточного берега Гренландии. Ричард Бёрд, кроме того, стал первым американским авиатором, который пролетел на самолёте над Южным и Северным полюсом.



Ричард Ивлин Бёрд (Richard Evelyn Byrd) родился 25 октября 1888 года в Винчестере (штата Вирджиния) в аристократический семье. Военную карьеру начал в элитном подразделении ВМС США, но в 1912 году, после окончания Военно-морской академии США, получив серьёзную травму ноги, вынужден был оставить морскую службу. В годы Первой мировой войны, обучившись пилотированию, Ричард Бёрд летал на гидроплане.

6 мая 1926 года вместе с Флойдом Беннетом на трёхмоторном самолёте «Fokker F.VIIa-3m», стартовав со Шпицбергена, Ричард Бёрд пролетел над Северным полюсом, опередив «конкурентов» - норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена, который вместе с американским миллионером Линкольном Эллсуортом и итальянским учёным Умберто Нобиле на дирижабле «Норвегия» в мае того же года совершили перелёт по маршруту «Шпицберген - Северный полюс - Аляска».

После этого перелёта в США Бёрд и Беннет стали национальными героями и были награждены Почётной медалью Конгресса США. Президент США Кельвин Кулидж прислал Бёрду поздравительную телеграмму, в которой выражал особое удовлетворение тем, что этот «рекорд установлен американцем».

В 1928-1930 годах Ричард Бёрд осуществил первую экспедицию в Антарктиду, в результате чего на шельфовом леднике Росса в 1929 году была основана первая длительно действующая станция США «Литтл Америка», открыт горный хребет и ранее неизвестная территория, которая была названа «Землёй Мэри Бёрд».

29 ноября 1929 года Ричард Бёрд (в качестве штурмана) на трёхмоторном самолёте «Ford» с тремя коллегами осуществил полёт над Южным полюсом. Аэроплан, управляемый Бернтом Бальхеном, продержался в воздухе 19 часов. Во время полёта над Южным полюсом Бёрд сбросил американский флаг, прикреплённый к камню с могилы Флойда Беннета. Таким символическим образом Бёрд отдал последние почести своему другу, с которым в 1926 году он пролетел над Северным полюсом. Флойд Беннет, по официальной версии, умер в 1928 году от туберкулёза.

В 1930 году американский Конгресс присвоил Ричарду Ивлину Бёрду звание контр-адмирала ВМС США.




Зиму 1934 года Ричард Бёрд провёл в одиночестве на метеорологической станции «Боулинг Эдванс Баз» в 196 километрах от «Литтл Америки». Перенося температуры от -50 до -60 градусов по Цельсию, за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи. Впоследствии лечился: врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения.

Восстановившись, Бёрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939-1941 годов (в результате которой лётчикам Бёрда удалось составить подробные карты почти всей Западной Антарктиды), а также в экспедициях 1946-1947 и 1955-1957 годов.

Ричард Бёрд реализовал ряд исследовательских проектов. К примеру, во время экспедиции 1939-1941 годов он обнаружил, что южный магнитный полюс Земли сдвинулся примерно на сотню миль к западу по сравнению с 1909 годом. Он также сделал множество измерений и фотографий с воздуха.


БИОГРАФИЯ БЁРДА: НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ВЕРСИЯ

Александр Бирюк, автор уже упоминавшейся книги «Великая тайна уфологии, или НЛО - секретный удар», находится в числе тех исследователей, которые не столь однозначно относятся к достижениям Ричарда Бёрда. Бирюк говорит о том, что среди исследователей полярной истории ходили упорные слухи, будто бы смерть ближайшего соратника Бёрда и участника практически всех его полётов до 1929 года - Флойда Беннета - была вовсе не случайной. И умер он вовсе не от туберкулёза.

Александр Бирюк пишет об этом так: «Весной 1928 года Беннет, будучи в Канаде, подхватил воспаление лёгких. Дело происходило в небольшом северном городке Амни, через который пролегала трасса очередного дальнего перелёта Бёрда, и жизнь Беннета могла спасти своевременная доставка противовоспалительной сыворотки. Но самолёт с сывороткой потерпел катастрофу, и обстоятельства этой катастрофы весьма загадочны.

Канадский журналист Клемент Бэрон, автор книги “Загадки белого безмолвия”, полагает, что в этом деле самым непосредственным образом был замешан сам Ричард Бёрд. Впрочем, сколько-нибудь убедительных доказательств у Бэрона не имеется, самый главный его козырь - это сказанные во всеуслышание на похоронах Беннета слова его жены - Коры Беннет: “Смерть Флойда - лучший подарок Бёрду”» .

Эти же слова были процитированы и Ричардом Монтегю в его книге «Океаны, полюса и авиаторы: первые полёты над водными просторами и пустынными льдами» (1971). Флойд Беннет был с почестями похоронен на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне. Правда, в воспоминаниях его жены Коры, которые были изданы в 1932 году, никаких намёков подобного рода нет.

Александр Бирюк пишет о том, что Бернт Бальхен, пилот самолёта, на котором Ричард Бёрд в ноябре 1929 года пролетел над Южным полюсом, особенно пристально заинтересовался обстоятельствами героического перелёта Бёрда над Северным полюсом, который был осуществлён тремя годами ранее. Бирюк приводит данные о том, что уже с мая 1926 года в среде профессионалов начали циркулировать упорные слухи, что Бёрд самым банальным образом сфальсифицировал полёт над Северным полюсом.

В последние годы всплыла информация о том, что самолёт с Бёрдом и Беннетом на борту физически не смог бы преодолеть 1230 километров от Шпицбергена до Северного полюса и обратно, так как при старте был повреждён масляный бак правого двигателя самолёта.

Бёрд, таким образом, не рискнул далеко удаляться от берега, но не желал признавать своё поражение и уступать пальму первенства в деле достижения Северного полюса по воздуху норвежцу Руалю Амундсену. «Прославленный полярник» попросту кружил вокруг Шпицбергена, «наматывая» на счётчике необходимый километраж. Бернт Бальхен, хорошо знавший не только Ричарда Бёрда, но и его бывшего соратника по перелётам - Флойда Беннета, говорил о том, что Беннет весьма слабо разбирался в навигационных выкладках, чем Бёрд не преминул воспользоваться.




Факт фальсификации сегодня признаётся и официальными источниками.

К примеру, в статье на «Википедии» о Бёрде говорится следующее: «С 1926 по 1996 годы считался первым лётчиком, пролетевшим над Северным полюсом. Однако, при исследовании его полётного дневника там были обнаружены следы подчисток - тем самым, доказано, что Бёрд фальсифицировал часть данных о полёте в своём официальном отчёте в американское Географическое общество» .

Александр Бирюк ссылается на свидетельство Арнольда Бумстедта, главного картографа американского Географического общества, который вспоминал об одном любопытном эпизоде. В 1948 году Бернт Бальхен и Ричард Бёрд столкнулись на торжествах по случаю сорокалетия первой антарктической экспедиции знаменитого английского исследователя ирландского происхождения Эрнеста Шеклтона.

По другим данным, встреча произошла позднее - в 1953 году, когда состоялось торжественное мероприятие, посвящённое 50-летию с момента первого полёта человека на аппарате тяжелее воздуха, управляемым двигателем, который 17 декабря 1903 года осуществили американцы - братья Райт.

Так вот, тогда между Бёрдом и Бальхеном произошёл инцидент, чуть было не переросший в рукоприкладство. Перебранку слышали журналисты. «По-моему, разговор шёл о каких-то мемуарах , - писал Бумстедт в своём письме журналисту и писателю Ричарду Монтегю. - Бальхен написал книгу и показал рукопись Бёрду. Тому это не понравилось, и он потребовал у бывшего коллеги изъять из рукописи книги все упоминания о себе…» .

Бывший иностранный корреспондент газеты «Нью-Йорк Геральд Трибюн», впоследствии - редактор журнала «Ньюсуик», уже упоминавшийся выше Ричард Монтегю, автор книги «Океаны, полюса и авиаторы…» написал, что полёт Бёрда над Северным полюсом являл собой «самый крупный и самый удачливый обман в истории полярных исследований» . В этой книге автор не только теоретически доказал, что Бёрд и Беннет вообще не могли достичь Северного полюса, но и прямо изобличает их во лжи.

Этой теме ещё десять лет назад посвятил отдельную статью журнал « Знание - сила ». Примечательно, что сомнения в подлинности рассказа Бёрда и Беннета появились сразу же после их «возвращения» с Северного полюса. Первым усомнился норвежский журналист Одд Арнесон, прибывший на Шпицберген для освещения полёта дирижабля «Норвегия» Руаля Амундсена. В первом репортаже, отправленном им в газету «Афтенпостен», говорилось следующее: «Бёрд и Беннет уверяют, что побывали над полюсом. Но за такое короткое время они вряд ли могли добраться туда». Арнесон полагал, что Бёрд долетел примерно до того же места, что и Амундсен годом раньше.

Римская газета «Трибуна» писала, что хотя за пятнадцать с половиной часов и можно преодолеть расстояние, отделяющее Шпицберген от полюса, и вернуться обратно, но в арктических условиях сделать это, практически, невозможно.

Обоснованное сомнение выразил и президент Норвежского географического общества. Он напомнил о том, что в данных условиях трудно достоверно определить положение самолёта, в этом убедились ещё во время полёта Амундсена. Бёрд указал, что определял местоположение по высоте Солнца, используя для этой цели секстант. Ряд специалистов считали этот метод неубедительным. Но «мировое сообщество» тогда к скептикам не прислушивалось, ведь они были либо норвежцами, либо итальянцами и, стало быть, их невольно воспринимали как завистливых конкурентов Ричарда Бёрда.




Сам Ричард Бёрд постепенно - то в беседах с репортёрами, то в собственных статьях - стал вспоминать всё новые подробности полёта. Именно так мировая общественность и узнала, что сразу после старта ему и Бернту Бальхену в самом деле пришлось повозиться с двигателем, находившимся по правому борту (из него вытекло масло), в результате чего скорость полёта снизилась с 90 миль в час до 60-ти. Тем не менее, Бёрд и Беннет решили продолжать полёт и вскоре сумели запустить мотор. Ветер был крайне благоприятным, поэтому в самом начале десятого часа утра они, дескать, уже были над полюсом, затем в течение четырнадцати минут кружили вокруг него. Когда полетели назад, ветер усилился и одновременно изменил направление, теперь он дул практически в спину, и скорость вновь повысилась на десять миль. Во время полёта к цели Бёрд шесть раз определял местоположение с помощью секстанта и потом ещё четыре раза вблизи полюса, но на обратном пути не производил измерений, поскольку прибор сломался. Измеренные координаты он наносил на две карты.

Именно эти карты своего полётного дневника Бёрд представил в американское Географическое общество, которое помогло ему финансировать полёт. В 1926 году у комиссии Географического общества отчёт не вызвал никаких вопросов. Лишь много лет спустя он подвергся серьёзной критике. Оппонентом стал шведский профессор метеорологии Гёст Х. Лильеквист из Упсальского университета. Знавший полярные области не понаслышке, он заявил, что рассказ Бёрда о попутном ветре не соответствовал действительности. Профессор сопоставил американские и норвежские метеорологические карты, чтобы выяснить, какова же всё-таки была погода в день полёта в этой части Арктики. По словам учёного, направление ветра было совсем иным.

С другой стороны, относительно розы ветров имеются противоположные свидетельства. В мае 1973 года в советском журнале «Вокруг света» была опубликована статья «Ложь, которой не хватило часа », посвящённая полету Бёрда и Беннета над Северным полюсом в 1926 году. Авторы текста попросили Гидрометеоцентр СССР по имеющимся данным проанализировать ветровую обстановку 9 мая 1926 года. Советские синоптики подтвердили правильность данных Ричарда Бёрда.

Но даже будь роза ветров в тот день благоприятной, Бёрд и Беннет всё равно не смогли бы уложиться в 15 с половиной часов. Скорость полёта их самолёта «Жозефина Форд» (название самолёта было дано в честь дочери Эдселя Форда, который также участвовал в финансировании экспедиции) составляла 165 километров в час. Данный параметр был указан в описании «Фоккера». Но вот крейсерская скорость была существенно ниже: Лильеквист определил это, изучив данные о других полётах «Жозефины Форд».

К тому же для полёта на Северный полюс самолёт был оснащён вместо колес тяжёлыми полозьями для старта и посадки на снег. Поэтому скорость должна была быть ещё меньше - около 140 километров в час. При такой скорости Бёрду и Беннету пришлось бы лететь на два часа дольше, даже без учёта того обстоятельства, что один из двигателей какое-то время не работал. Общий путь к полюсу и обратно составил около 2500 километров.




К такому же выводу - независимо от шведского профессора - пришёл и норвежец Бернт Бальхен. Всего через несколько месяцев после полёта к Северному полюсу вместе с Флойдом Беннетом Бальхен совершил продолжительное путешествие по Америке именно на «Жозефине Форд». При этом Бальхен отметил, что максимальная скорость машины составляла всего 120 километров в час, хотя самолёт вновь был оборудован более лёгкими шасси вместо тяжёлых полозьев. Норвежец вычислил, что Бёрд и Беннет смогли достичь в лучшем случае 88 градусов 15,5 минут северной широты, но никак не самого Северного полюса.

Флойду Беннету, с которым он подружился, Бальхен как-то раз сказал это прямо в глаза: «За пятнадцать с половиной часов вы не могли бы долететь до полюса!» . И Беннет с обезоруживающей откровенностью ответил: «А мы там и не были!» .

Позднее Беннет рассказал ему подробности. Действительно, вскоре после старта они заметили утечку масла. Тогда они решили не продолжать полёт к Северному полюсу, а вернуться на Шпицберген. Через какое-то время течь заделали, и тогда Бёрд приказал немного полетать над этим пустынным местом. Так продолжалось четырнадцать часов, а затем они вернулись на остров.




Через тридцать лет Бальхен, написавший об этом в воспоминаниях, решил всё-таки издать свои мемуары. Но тут вмешался брат Бёрда (сам адмирал незадолго до того умер) - сенатор Гарри Флуд Бёрд. Он надавил на самого лётчика и на его издателя. Первый вариант воспоминаний был заменён «подчищенной» редакцией, где не нашлось места ни вычислениям, сделанным Бальхеном, ни признаниям Беннета.

Однако впоследствии журналист Ричард Монтегю обнародовал первую редакцию мемуаров Бальхена (судя по всему, это произошло в 1968 году), где были такие строки: «В конце концов, не имеет особого значения, что Ричард Ивлин Бёрд не побывал тогда на Северном полюсе. Собственно говоря, из-за этой лжи облик его стал только человечнее - кому не присущи слабости?» .

Кстати говоря, в этой книге Монтегю касается и темы антарктической экспедиции Бёрда 1946-1947 годов, завуалированно высмеивая ставшую к началу 1970-х годов популярной версию о том, что экспедиция контр-адмирала потерпела поражение от НЛО: «Первым, кто пустил слух о секретной базе нацистов на Южном полюсе, был сам Бёрд , - писал Монтегю. - Бернт Бальхен, хоть и норвежец, но имеющий американское гражданство, был связан присягой армии США и вынужден был молчать о том, что происходило в море Лазарева в феврале и марте 1947 года. Вот он и разрывался между своим долгом и желанием отомстить чопорному адмиралу, от которого столько натерпелся после смерти Флойда Беннета. Как залетела в голову Бёрда идея о “летающих тарелках” - одному Богу известно!» .

Теперь самое время перейти собственно к знаменитой экспедиции контр-адмирала Ричарда Бёрда 1946-1947 годов.


ТАИНСТВЕННАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Достоверно известно, что во второй половине 1946 года США и СССР, практически, одновременно организовали экспедиции в Антарктиду. Советская экспедиция «Слава» формально имела целью исследование возможностей рыбного промысла в антарктических водах. Любопытно, но советская флотилия была укомплектована опытными моряками (в том числе, военными), снабжена мощными радиопередатчиками и тогда ещё дефицитными в СССР радиолокаторами. Долгое время считалось, что реальная цель советской экспедиции заключалась в слежке за действиями американцев.



Экспедиция Р.И. Бёрда «High Jump» («Высокий прыжок») также формально считалась сугубо научной, хотя полностью финансировалась ВМС США. В состав экспедиции входил эскортный авианосец «Касабланка», на котором базировалось 25 самолётов и 7 геликоптеров. Кроме того, в состав экспедиции входили: подводная лодка, ледокол, танкеры - ещё 12 судов, на которых разместилось более 4 тысяч человек (по некоторым данным, численность морских пехотинцев, солдат и офицеров доходила до 4 800 человек). В состав экспедиции были включены также 25 научных работников.

Все итоговые материалы экспедиции были сразу же засекречены, хотя полностью скрыть информацию не удалось. Про самого Бёрда ходили противоречивые слухи: а) его упрятали в психиатрическую лечебницу; б) содержали на специальной ветеранской даче; в) Бёрд продолжал работу в антарктических экспедициях США; г) Бёрд погиб.

Существуют четыре версии причин, которые побудили США снарядить четвёртую антарктическую экспедицию.

Первая версия: экспедиция носила исключительно научный характер. Особенно сильно «убеждает» в этом наличие среди её кораблей и судов авианосца.

Вторая версия: попытка противодействия активности аргентинского правительства, которое в те годы энергично исследовало Антарктиду, «столбя» за собой всё новые и новые территории ледового континента.

Третья версия: американцы были взволнованы известием о том, что аналогичную активность в Антарктиде развил Советский Союз.

Наконец, четвёртая версия заключается в том, что правительство США узнало о наличии в Антарктиде секретной базы нацистов «Новая Швабия» на территории Земли Королевы Мод.

Последняя версия, несмотря на её кажущуюся фантастичность, представляется наиболее вероятной. В ряде источников удалось найти, практически, идентичные сведения, подтверждающие эту версию.

В июле 1945 года, когда война в Европе уже два месяца как закончилась, у берегов Аргентины объявилась субмарина за номером U-530 обер-лейтенанта Отто Вермута. 10 июля она сдалась в порту Мар-дель-Плата аргентинскому флоту. На многочисленных допросах экипаж утверждал, что его послали в конце апреля патрулировать берега США, потом не было связи, и как только они узнали, что война закончена, руководство судна приняло решение сдаться. 17 августа там же сдалась и лодка за номером U-977 обер-лейтенанта Хайнца Шеффера.

Подводники Шеффера тоже заявили, что не знали об окончании войны. Аргентинские матросы со сторожевого корабля, отправленного забирать немецких моряков, обнаружили цветущих мужчин, которые развлекались, подкармливая альбатросов сардинами в масле. Аргентинцы сразу заподозрили, что субмарина где-то стояла - ведь её автономность не превышала и семи недель. По слухам, кто-то из членов экипажа проболтался, будто их лодки высадили людей с шестью крупными бронзовыми ящиками, которые были спрятаны в одну из пещер горного массива Мюхлинг-Хофман.

Стало известно, что в контейнерах находились крупные и мелкие бриллианты, изумруды, рубины, а также личные рисунки, фотографии и дневники Гитлера, который укрылся в Антарктиде на «Базе 211» в Новой Швабии. Это и было одним из весомых поводов для отправки к берегам Земли Королевы Мод мощно экипированной экспедиции ВМС США.

История, что и говорить, весьма невразумительная. Однако, судя по ряду источников, именно показания личного состава двух германских подводных лодок сыграли немаловажную роль в отправке Соединёнными Штатами новой экспедиции к берегам Антарктиды.




Известно, что экспедиция Ричарда Бёрда, прикрываемая мощным военным флотом, 1 февраля 1947 года высадилась в Антарктиде в районе Земли Королевы Мод и принялась за детальное изучение прилегающей к океану территории. За месяц было сделано около 50 тысяч фотографий. Аэрофотосъёмкой было охвачено 60 % заинтересовавшей Бёрда территории, исследователи открыли и нанесли на карты несколько ранее неизвестных горных плато и основали полярную станцию. Но 3 марта 1947 года все работы вдруг были прекращены, и экспедиция экстренно вернулась в Америку.

Более года о причинах поспешного бегства Ричарда Бёрда из Антарктиды не сообщалось ничего. С момента своего возвращения в США экспедиция была окружена такой плотной завесой секретности, какой не была окружена ни одна научная экспедиция подобного рода.


«ЛЕТАЮЩИЕ ТАРЕЛКИ» IV РЕЙХА?

Однако, вскоре в СМИ начала появляться отрывочная информация о том, что эскадра Ричарда Бёрда вернулась не в полном составе - у берегов Антарктиды она, якобы, потеряла минимум один корабль, 13 самолётов (4 были подбиты, 9 выведены из строя) и около сорока человек личного состава (по другим данным, убитых оказалось 68 человек).

Одним из первых об этом сообщил бельгийский научно-популярный журнал «Фрей», который в тот момент возглавлялся известным впоследствии уфологом Робером Фошем. Этот текст затем был перепечатан западногерманским изданием «Диместиш», а затем - западногерманским «Бризант».

В изначальной публикации журнала «Фрей» сообщалось о том, что, вернувшись из Антарктики, контр-адмирал Бёрд в апреле 1947 года давал длительные объяснения на засекреченном заседании президентской специальной комиссии в Вашингтоне. В резюме комиссии были такие строки: корабли и самолёты четвёртой антарктической экспедиции США подверглись нападению странных «летающих тарелок», которые «выныривали из-под воды, и, двигаясь с огромной скоростью, нанесли экспедиции значительный урон» .

По мнению самого контр-адмирала Бёрда, эти удивительные летательные аппараты наверняка были произведены на замаскированных в толще антарктического льда авиастроительных заводах нацистов, конструкторы которых овладели какой-то неведомой энергией, применявшейся в двигателях этих аппаратов.

Кроме того, Ричард Бёрд заявил высокопоставленным лицам: «США необходимо как можно быстрее принять защитные акции против истребителей противника, совершающих вылеты из полярных районов. В случае новой войны Америка может подвергнуться атаке врага, обладающего способностью летать с одного полюса на другой с невероятной скоростью» . По словам Бёрда, озвученным в журнале «Фрэй», неожиданное сворачивание экспедиции было вызвано именно действиями вражеской авиации.

Вскоре после смерти Бёрда в 1957 году были обнародованы некоторые страницы дневника контр-адмирала. Американский журнал «Сан» приводил даже, якобы, факсимильное изображение одной из страниц, из текста которой следует, что во время экспедиции 1947 года самолёт, на котором Бёрд вылетел в ледовую разведку, принудили приземлиться «летающие тарелки».

Когда контр-адмирал выбрался из самолёта, к нему, якобы, подошел голубоглазый блондин, который на ломаном английском языке передал обращение к американскому правительству с требованием прекратить ядерные испытания! Пришелец, который оказался немцем из тайной нацистской колонии в Антарктиде, пригласил Бёрда с собой. Что там увидел контр-адмирал дальше, достоверно не известно, но некоторые «компетентные» источники утверждали, что после этой встречи между нацистской колонией и американским правительством было подписано широкомасштабное соглашение об обмене передовых немецких технологий на американское сырьё (об этом подробнее будет сказано в третьей части «Схватки за Антарктиду»).

Впрочем, теория о военно-техническом сотрудничестве «антарктических нацистов» и США, будучи впервые озвученной, сразу же вызвала скептическое к ней отношение. Скептическое отношение усугублялось тем, что в качестве нападающей на экспедицию Бёрда силы уже тогда назывались летающие объекты СССР.




* * *

При подготовке статьи использовались материалы и фотоиллюстрации следующих интернет-ресурсов: Ru.wikipedia.org; Russia.rin.ru; Macbion.narod.ru; E-city.su; Antarktis.ru; Vokrugsveta.ru; Antarctic.su; Ezoterik.page.by.

Ричард Ивлин Бэрд (Бёрд) (англ. Richard Evelyn Byrd, 25 октября 1888 - 11 марта 1957) - американский авиатор и полярный исследователь, который в 1929 году первым в истории пролетел над Южным полюсом.


Ричард Эвелин Бэрд родился 25 октября 1888 года в Винчестере, штат Вирджиния, США, в аристократической семье. Он начал карьеру в элитном подразделении ВМС США. Однако, окончив в 1912 году Военно-морскую академию США, получил серьезную травму ноги и не смог продолжать службу на море.
Первая мировая война явилась поворотом в судьбе Бэрда. После обучения пилотированию самолетом на военно-воздушной базе в Пенсаколе он до конца войны летал на гидроплане. Это было время быстрого развития науки и смелых экспедиций. К концу войны Америка стала одной из наиболее мощных индустриальных держав мира.

Лейтенант ВМС США Ричард Э. Бэрд с гидросамолет Vought VE-7 Bluebird 27 апреля 1925 года.

В это же время известный норвежский полярный исследователь Роальд Амундсен готовился к аналогичной экспедиции. Вместе с американцем Линкольном Эллсуортом и итальянцем Умберто Нобиле Амундсен намеревался достичь Северного полюса на дирижабле «Норвегия». Но 29 апреля 1926 года, когда дирижабль был еще в пути, в бухту Кингс-Бэй вошел пароход, прибывший из Нью-Йорка. В борьбе за первенство в полярном небе появились неожиданные соперники.
6 мая 1926 года Бэрд и Беннет на трехмоторном самолете Fokker F.VIIa-3m пролетели над Шпицбергеном и направились к Северному полюсу.
Перед стартом полета к Северному полюсу

После 15 часов и 30 минут полета самолет появился над лагерем, и возбужденная толпа приветствовала героев овациями. Флойд Беннте, который вел машину, сделал круг в воздухе и посадил машину. Спустя три дня прибыл дирижабль «Норвегия», на котором полетели Амундсен и его экипаж, пролетев не только над Северным полюсом, но и над всей Арктикой. Все этапы путешествия были тщательно задокументированы. Тем временем Бэрд и его напарник уже объявили о своей победе над Роальдом Амундсеном в покорении Северного полюса.
В Америке они стали национальными героями и были награждены Почетной медалью Конгресса США.
Президент США Калвин Кулидж награждает Почетной медалью Конгресса США прапорщика Флойд Беннетт (справа) и командира Ричард Э. Бэрда (слева) за первый полет над Северным полюсом, совершенным 9 мая 1926 года. 19 февраля 1927

Вдохновленные победой, они решили повторить свой успех, на этот раз над Арктикой.
За перелет между Нью-Йорком и Парижем было обещано вознаграждения в 25000 долларов. К сожалению, во время подготовки к полету в апреле 1927 года Флойд Беннет попал в аварию. Бэрд поддержал американского пилота Чарльза Линдберга в подготовке к полету и любезно предоставил в его распоряжение самолет, пожелав летчику успеха в одиночном перелете через Атлантику.
Ричард Бэрд. 1927 год.

Спустя полтора месяца после перелета Линдберга Бэрд решил использовать Fokker С-2 для полета через Атлантический океан. Экипаж состоял из четерех человек: самого Бэрда, Бернта Бальшена, Джорджа Новилла и Берта Акоста. Несмотря на их опыт, из-за густого тумана летчики были вынуждены посадить самолет на воду на побережье Нормандии. За этот частично удавшийся перелет Бэрд получил французский орден Почетного легиона.
Самолет, на котором Бэрд пересек Атлантику

Fokker С-2, на котором Ричард Бэрд пересек океан. 1927 год

Толпы людей встречающие на станции в Париже американский экипаж Fokker С-2 во главе Ричардом Бэрдом пересекшим океан. 1927 год. Париж, Франция

Создатель самолета Fokker с Ричардом Бэрдом и другими в 1927 году.

Ободренный своими предыдущими успехами и общим восхищением, Ричард Бэрд решил еще раз бросить вызов трудностям и опасностям полярных погодных условий. В 1928 году он объявил о своем решении исследовать неизвестные районы Антарктики.
Восхищаясь полярными исследователями прошлого, Бэрд стремился стать путешественником нового времени. Тогда как известные герои приполярных экспедиций противопоставляли силам природы человеческую выносливость, Бэрд пытался осуществить новые открытия, используя силу науку и денег.
Ему удалось уговорить состоятельных американских инвесторов и широкие слои американского общества подержать его экспедицию. Первая экспедиция Бэрда состоялась в период 1928-1930 года и являлась действительно самым большим и хорошо оснащенным путешествием, когда-либо совершавшимся в Антарктику. Там была создана полярная станция «Литтл Америка», а в Антарктике открыт горный хребет и ранее не известная территория, названная «Земля Мери Бэрд». Подобные экспедиции требовали применения последних технологий, таких как самолеты и путеукладочные машины.
Основные участники антарктической экспедиции Бэрда: слева, доктор Ф.Д. Коман, врач экспедиции, управляющий С.Грисом, начальник экспедиции Ричард Бэрд, менеджер Бэрда,пилот Гарольд. Июнь 1928 года.

Экспедиция Ричарда Берда на трех самолетах "Fokker" на Южный полюс в Антарктике в 1928 году. На фотографии:планы экспедиции.

Судно "Нью-Йорк"из большой экспедиции Ричарда Бэрда в Южном океане, 1928.

Выгрузка провианта

29 ноября 1929 года Бэрд в качестве штурмана осуществил полет над Южным полюсом на трехмоторном самолете «Форда» с тремя своими коллегами. Аэроплан, управляемый Бернтом Бальшеном, продержался в воздухе 19 часов. Во время полета Бэрд над Южным полюсом сбросил американский флаг, прикрепленный к камню с могилы Беннета. Таким символическим образом он отдал последние почести своему другу, умершему в 1928 году от туберкулеза.
Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году.Первый испытательный полет: самолет установлен на длинные лыжи, позволяющие безопасно садиться и взлетать со снега и льда

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году. Члены антарктической экспедиции и Ричард Берд

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году.Посадка одного из самолетов компании "Форд"

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1929 году. Полярная станция «Литтл Америка»

Конгресс США в 1930 году присвоил Бэрду звание контр-адмирал.
Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1930 году. Собаки с санями, типичный полярный пейзаж.

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1930 году. Самолет "Фоккер", на котором Ричард Бэрд пролетел над Южным полюсом, при посадке получил значительные повреждения

Большая антарктическая экспедиция Ричарда Е. Бэрда в 1930 году. Лагерь на краю льдины, поселение на реке Красная.

Франклин Д. Рузвельт и контр-адмирал Бэрд в Олбани, штат Нью-Йорк. 24 июня 1930

Дик, так звали его друзья, повел зиму 1934 года в одиночестве на метеорологической станции «Боулинг Эдванс Баз» в 196 километрах от «Литтл Америки». Перенося температуры от -50 до -60 градусов Цельсия за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи.
Пингвины родились и выросли на Южном полюсе, где сейчас находится адмирал Ричард Е. Бэрд. Они решили впервые появиться в эфире радиостанции KFSD прямиком из зоопарка Сан-Диего. Соединенные Штаты Северной Америки, 1934 год.

Наконец, Бэрда вывезли, и врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения. Восстановившись, позже Бэрд принял участие в экспедициях в 1939 -1941 годах и 1955-1957 годах. Он реализовал ряд исследовательских проектов, сделал множество измерений и фотографий с воздуха.
Д-р Пол Сипл, высокопоставленный представитель военного ведомства на операции Хайджамп и контр-адмирал Ричард Берд. Доктор Сипл сопровождал адмирала Бэрда во всех его экспедициях в Антарктику.1946-1947

8 января 1956 года Бэрд в третий и последний раз пролетел над Южным полюсом. Умер в Бостоне в 1956 году.
Контр-адмирал Ричард Бэрд в своей старой палатке на базе «Литтл Америка» II. Он курит трубку, набитую табаком оставленном в лагере в 1935 году. Эта фотография была сделана в 1947 году во время экспедиции Хайджамп ВМС США.

Правительство США назвало его именем Американский национальный центр полярных исследований.
Посмертный анализ дневника Бэрда, проведенный в 1996 году, позволил по-новому взглянуть на события давно минувших дней. Записи позволяют предположить, что во время полета к Северному полюсу в правом двигателе возникла утечка топлива. Обеспокоенный этим, Бэрд решил повернуть назад. В этот момент самолет находился в 240 км от Северного полюса. Если эта история правдива, тогда Амундсен и его экипаж в действительности первыми пролетели над Северным полюсом. До этого предположение, что Бэрд и Беннет были первыми воздушными покорителями Северного полюса, не подвергались серьезному сомнению.
Как бы там ни было, Бэрд навсегда вошел в историю мировой авиации.

1 февраля 1947 года экспедиция под руководством контр-адмирала Ричарда Бёрда высадилась в Антарктиде в районе Земли Королевы Мод и принялась за изучение прилегающей к океану территории. Исследования были рассчитаны на 6-8 месяцев. Но уже в конце февраля все работы вдруг были прекращены, и экспедиция срочно вернулась в США.

Идея такой военно-морской экспедиции родилась осенью 1945 года. Подводники из экипажей нескольких интернированных в Аргентине немецких субмарин сообщили американским спецслужбам, что перед окончанием Второй мировой войны они якобы выполняли спецрейсы по снабжению некоей базы нацистов в Антарктиде.

Американцы отнеслись к этой информации серьезно. Они решили направить на поиски таинственной базы целую эскадру во главе с самым опытным на то время полярным исследователем, адмиралом Бёрдом.
Ричард Бёрд хорошо знал Антарктиду. В 1929 году экспедиция под его руководством основала в бухте Китовой базу «Литл-Америка».

В 1929 году он с напарником впервые совершил перелет через Южный полюс. В 1939-1941 годах он предпринял экспедицию на запад и юг Антарктиды: в район барьера Росса, Земли Мэри Бёрд, Земли Грейма, полуострова Эдуарда VII. А когда началась Вторая мировая война, Берд командовал так называемым гренландским патрулем и сражался с фашистами в Арктике.

Адмирал Бёрд снова в Антарктиде

В конце 1946 года адмирала поставили во главе новой военной и научной экспедиции в Антарктиду. Американский ВМФ выделил для этих целей серьезные силы: авианосец, 13 крейсеров и эсминцев, подводную лодку, ледокол, более 20 самолетов и вертолетов и всего около пяти тысяч человек личного состава.

В течение месяца участникам экспедиции удалось сделать около 50 тысяч фотографий, нанести на карту несколько ранее неизвестных горных плато, оборудовать новую полярную станцию. Один из эсминцев провел учебный обстрел нагромождения ледяных торосов торпедами. И вдруг американцы были атакованы... аппаратами, напоминающими «летающие тарелки». Кстати, такого термина тогда еще не существовало.


Бёрд якобы сообщил по радио, что после короткого боя неизвестный противник выслал парламентеров. Это были два молодых человека, рослых, белокурых и голубоглазых, затянутых в униформу из кожи и меха. Один из парламентеров на ломаном английском языке потребовал от американцев срочно, за пару часов, покинуть этот район.

Трагическое столкновение

Бёрд отверг эти требования. Тогда парламентеры удалились в сторону снежной гряды и, казалось, растворились в воздухе. А через час или два по крейсерам и эсминцам ударила вражеская артиллерия. Через 15 минут началась и атака с воздуха. Скорость летательных аппаратов противника была настолько велика, что американцам, которые вели встречный зенитный огонь, удавалось лишь не подпускать врага на расстояние прицельного обстрела кораблей.

Участник экспедиции Джон Сайерсон много лет спустя вспоминал: «Они выскакивали из-под воды как угорелые и проскальзывали буквально между мачтами кораблей с такой скоростью, что потоками возмущенного воздуха рвало радиоантенны. Несколько "корсаров" успели взлететь с "Касабланки", но по сравнению с этими странными лета-тельными аппаратами они выглядели как стреноженные.

Я не успел и глазом моргнуть, как два "корсара", сраженные какими-то неведомыми лучами, брызнувшими из носовых частей этих "летающих тарелок", зарылись в воду возле кораблей... Эти объекты не издавали ни единого звука, они безмолвно носились между кораблями, словно какие-то сатанинские, иссиня-черные ласточки с кроваво-красными клювами, и беспрерывно плевались убийственным огнем.

Внезапно "Мэрдок", находившийся от нас в десяти кабельтовых (около двух километров. - Прим. авт.), полыхнул ярким пламенем и стал тонуть. С других кораблей, невзирая на опасность, немедленно были посланы к месту катастрофы спасательные шлюпки и катера. Когда в район боя прилетели наши "блинчики", незадолго до этого перебазированные на береговой аэродром, то и они ничего поделать не смогли. Весь кошмар продолжался около двадцати минут. Когда "летающие тарелки" снова нырнули под воду, мы стали подсчитывать потери. Они были ужасающими...»

К концу этого трагического дня погибли около 400 американцев, было сбито около 20 самолетов и вертолетов, повреждения получили один крейсер и два эсминца. Потери были бы еще большими, но наступила ночь. Адмирал Бёрд в тех условиях принял единственно правильное решение: свернуть операцию и всей эскадрой возвращаться домой.



Уфологи сегодня убеждены, что в этом секторе Антарктиды находились базы пришельцев. Во всяком случае, базы тех, кто управлял этими «летающими тарелками». И пришельцы соответствующим образом отреагировали на прибытие незваных гостей. Вряд ли летательные аппараты с таким сокрушительным вооружением были тогда у немцев. Да и самих немецких военнослужащих после капитуляции Германии в мае 1945 года в Антарктиде уже не осталось. Они разбрелись по всему свету, больше всего их оказалось в Аргентине.

Когда американская эскадра добралась, наконец, до своих берегов и командованию было доложено о судьбе экспедиции, всех ее участников - и офицеров, и матросов - изолировали. На свободе остался только адмирал Бёрд. Ему, однако, запретили встречаться с журналистами.

Тогда он стал писать воспоминания об этом периоде своей жизни. Издать рукопись не удалось, однако она попала в «высокие сферы». Бёрда отправили в отставку, более того, объявили сумасшедшим. Последние годы адмирал жил практически под домашним арестом, ни с кем не общался, не мог видеться даже с бывшими сослуживцами. Скончался он в 1957 году. Знаменитого полярного героя тогда никто и не вспомнил.

Новая экспедиция

Надо полагать, что в 1947 году высшее американское руководство отнеслось к докладу адмирала Бёрда с должным вниманием, поскольку в 1948 году в этот район Антарктиды было отправлено 39-е оперативное соединение ВМФ США. Оно было снабжено новейшим радиолокационным оборудованием и усилено морским спецназом. Несомненно, американцы рассчитывали взять реванш за проигранное Бёрдом сражение. Но новой встречи с таинственными незнакомцами не произошло, хотя вертолеты скрупулезно обследовали побережье, а гусеничные транспортеры уходили вглубь континента.

Новой экспедиции удалось исследовать лишь некоторые ледяные пещеры на берегу. Результаты оказались скромными. Строительный и бытовой мусор, поломанные буровые установки, кое-какое горнопроходческое оборудование, рваные шахтерские комбинезоны. Попадались клейма «Сделано в Германии». Удивительно, что не было обнаружено ни одной стреляной гильзы, имевшей отношение к немецкому оружию времен Второй мировой войны.

То, что немцы провели здесь не один год, сомнений не вызывало. Но когда они исчезли с ледяного континента? Где мифические подземные заводы, производившие это якобы сверхоружие? Американцы наткнулись только на полуразрушенные бараки. Адмирал Джеральд Кетчем, не встретив никого, кроме пингвинов, приказал плыть домой...

До сих пор об экспедиции адмирала Бёрда 1946-1947 годов мало что достоверно известно. Сведения о пребывании военных и ученых в районе Земли Королевы Мод в начале 1947 года в основном засекречены. Скорее всего, участники экспедиции столкнулись там с пришельцами. А все материалы, связанные с ними, и сегодня в США находятся под грифом секретности.

Василий МИЦУРОВ, кандидат исторических наук

Ричард Ивлин Бёрд (Richard Evelyn Byrd; 25.10.1888-11.03.1957) в Соединённых Штатах Америки долгое время почитался в качестве легендарной фигуры. Примерно так же, как и в СССР - почётный полярник Иван Дмитриевич Папанин и его коллеги: Е.К. Егоров, Э.Т. Кренкель, П.П. Ширшов, которые с 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года осуществили знаменитый дрейф на льдине от Северного полюса по Гренландскому морю вдоль восточного берега Гренландии.

Ричард Бёрд, кроме того, стал первым американским авиатором, который пролетел на самолёте над Южным и Северным полюсами.

Бёрд родился в Винчестере (штат Вирджиния) в аристократический семье. Военную карьеру начал в элитном подразделении ВМФ США после окончания в 1912 году Военно-морской академии США (United States Naval Academy). В возрасте 28 лет сломал ногу, что поставило крест на его дальнейшей службе в военно-морском флоте. В годы Первой мировой войны Ричард Бёрд, обучившись пилотированию, летал на гидроплане. 9 мая 1926 года Ричард Бёрд вместе с Флойдом Беннетом (Floyd Bennett; 25.10.1890-25.04.1928) на трёхмоторном самолёте "Fokker F.VIIa-3m", который назывался "Жозефина Форд" (название самолёту было дано в честь дочери Эдселя Форда, который участвовал в финансировании экспедиции), стартовали со Шпицбергена. Считается, что Ричард Бёрд пролетел над Северным полюсом, опередив "конкурентов" - норвежского полярного исследователя Руаля Амундсена, который вместе с американским миллионером Линкольном Эллсуортом и итальянским учёным Умберто Нобиле на дирижабле "Норвегия" в мае того же года совершили перелёт по маршруту "Шпицберген - Северный полюс - Аляска". После этого перелёта в США Бёрд и Беннет стали национальными героями и были награждены Почётной медалью Конгресса США. Бёрду было присвоено звание капитана третьего ранга. Президент США Кельвин Кулидж прислал Бёрду поздравительную телеграмму, в которой выражал особое удовлетворение тем, что этот "рекорд установлен американцем".

В 1928-1930 годах Ричард Бёрд осуществил первую экспедицию в Антарктиду, в результате чего на шельфовом леднике Росса в 1929 году была основана первая длительно действующая станция США "Little America-I", открыт горный хребет и ранее неизвестная территория, которая была названа "Землёй Мэри Бёрд".

29 ноября 1929 года Ричард Бёрд (в качестве штурмана) на трёхмоторном самолёте "Ford" с тремя коллегами осуществил полёт над Южным полюсом. Аэроплан, управляемый норвежцем Бернтом Бальхеном (Bernt Balchen; 23.10.1899-17.10.1973), продержался в воздухе 19 часов. Во время полёта над Южным полюсом Бёрд сбросил американский флаг, прикреплённый к камню с могилы Флойда Беннета. Таким символическим образом Бёрд отдал последние почести своему другу, с которым в 1926 году он пролетел над Северным полюсом.

Флойд Беннет, по официальной версии, умер в 1928 году от туберкулёза.

В 1930 году американский Конгресс присвоил Ричарду Ивлину Бёрду звание контр-адмирала ВМС США. По итогам этой экспедиции - в 1930 году - был выпущен документальный фильм, в котором рассказывалось о всех перипетиях этой экспедиции Бёрда и его коллег.

Впоследствии Ричард Бёрд осуществил ещё четыре экспедиции в Антарктиду: в 1933-1935, 1939-1940, 1946-1947 и 1955-1956 годах.

Во время своей второй антарктической экспедиции зиму 1934 года Ричард Бёрд провёл в одиночестве на метеорологической станции "Advance Base", которая располагалась в 196 километрах от "Little America-II". Перенося температуры от -50 до -60 градусов по Цельсию, за пять месяцев он подорвал здоровье и нуждался в медицинской помощи. Впоследствии лечился: врачи обнаружили у него отравление угарным газом, а также некоторые психические отклонения.

Восстановившись, Бёрд принял участие в третьей антарктической экспедиции США 1939-1940 годов. Эта экспедиция стала первой, в организации и проведении которой Бёрд получил официальную поддержку от правительства США. В рамках экспедиции были осуществлены обширные исследования в области геологии, биологии, метеорологии. В результате экспедиции лётчикам Бёрда удалось составить подробные карты почти всей Западной Антарктиды. Сам Бёрд принимал активнейшее участие в подготовке и начале экспедиции, но в марте 1940 года он был отозван на действительную военную службу.

В 1942-1945 годах участвовал в операциях на Тихом океане, которые включали в себя аэрофотосъёмки японских авиабаз на отдалённых островах. Как участник одного из спецзаданий посетил театр боевых действий в Европе.

2 сентября 1945 года контр-адмирал Ричард Бёрд присутствовал при подписании Акта о полной и безоговорочной капитуляции Японии, которое состоялось на борту американского линкора "Миссури" ("Missouri").

Ричард Бёрд реализовал ряд исследовательских проектов. К примеру, во время экспедиции 1939-1940 годов он обнаружил, что южный магнитный полюс Земли сдвинулся примерно на сотню миль к западу по сравнению с 1909 годом. Он также сделал множество измерений и фотографий с воздуха.

Такова, вкратце, официальная версия биографии этого американского полярного исследователя. Есть, впрочем, совершенно иной взгляд на достижения Ричарда Бёрда.

1.3. Биография Ричарда Бёрда: альтернативная версия

В 2002 году в московском издательстве "Гамма Пресс 2000" вышла книга Александра Бирюка "Великая тайна уфологии" (в "бумажном" варианте она носила название "НЛО: секретный удар"). Александр Владимирович принадлежит к числу тех исследователей, которые не столь однозначно относятся к достижениям Ричарда Бёрда.

Бирюк говорит о том, что среди историков полярной экспедиции знаменитого американца ходили упорные слухи, будто бы смерть ближайшего соратника Бёрда и участника практически всех его полётов до 1929 года - Флойда Беннета - была вовсе не случайной. И умер он вовсе не от туберкулёза.

Александр Бирюк в примечаниях к главе 16 ("Бернт Бальхен и Ричард Монтегю" в 3-й части своей книги - "Антарктида") пишет об этом так: "Весной 1928 года Беннет, будучи в Канаде, подхватил воспаление лёгких. Дело происходило в небольшом северном городке Амни, через который пролегала трасса очередного дальнего перелёта Бёрда, и жизнь Беннета могла спасти своевременная доставка противовоспалительной сыворотки. Но самолёт с сывороткой потерпел катастрофу, и обстоятельства этой катастрофы весьма загадочны.

Канадский журналист Клемент Бэрон, автор книги "Загадки белого безмолвия", полагает, что в этом деле самым непосредственным образом был замешан сам Ричард Бёрд. Впрочем, сколько-нибудь убедительных доказательств у Бэрона не имеется, самый главный его козырь - это сказанные во всеуслышание на похоронах Беннета слова его жены - Коры Беннет: "Смерть Флойда - лучший подарок Бёрду".

Эти же слова были процитированы и Ричардом Монтегю (Richard Montague) в его книге "Океаны, полюса и авиаторы: первые полёты над водными просторами и пустынными льдами" ("Oceans, Poles and Airmen: The First Flights over Wide Waters and Desolate Ice"; New York: Random House, 1971). Флойд Беннет был с почестями похоронен на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне. Правда, в воспоминаниях его жены Коры, которые были изданы в 1932 году, никаких намёков подобного рода почему-то нет.

Александр Бирюк пишет о том, что Бернт Бальхен, пилот самолёта, на котором Ричард Бёрд в ноябре 1929 года пролетел над Южным полюсом, особенно пристально заинтересовался обстоятельствами героического перелёта Бёрда над Северным полюсом, который был осуществлён тремя годами ранее. Бирюк приводит данные о том, что уже с мая 1926 года в среде профессионалов начали циркулировать упорные слухи, что Бёрд самым банальным образом сфальсифицировал полёт над Северным полюсом.

В последние годы всплыла информация о том, что самолёт с Бёрдом и Беннетом на борту физически не смог бы преодолеть 1230 километров от Шпицбергена до Северного полюса и обратно, так как при старте был повреждён масляный бак правого двигателя самолёта.

Бёрд, таким образом, не рискнул далеко удаляться от берега, но не желал признавать своё поражение и уступать пальму первенства в деле достижения Северного полюса по воздуху норвежцу Руалю Амундсену. "Прославленный полярник" попросту кружил вокруг Шпицбергена, "наматывая" на счётчике необходимый километраж. Бернт Бальхен, хорошо знавший не только Ричарда Бёрда, но и его бывшего соратника по перелётам - Флойда Беннета, говорил о том, что Беннет весьма слабо разбирался в навигационных выкладках, чем Бёрд не преминул воспользоваться.

Факт фальсификации сегодня признаётся и другими источниками.

К примеру, в статье на русскоязычной версии интернет-энциклопедии "Википедия" о Бёрде говорится следующее: "С 1926 по 1996 год считался первым лётчиком, пролетевшим над Северным полюсом. Однако при исследовании его полётного дневника там были обнаружены следы подчисток - тем самым доказано, что Бёрд фальсифицировал часть данных о полёте в своём официальном отчёте в американское Географическое общество".

Уже в наши дни эти данные получили новое подтверждение.

В журнале "Американский архивист" ("American Archivist", Vol. 62, No 2, 1999) была опубликована статья Реймонда Герлера (Raimund E. Goerler), название которой буквально можно перевести так: "Архивы решают спор: пресса, документальные свидетельства и архивы Бёрда" ("Archives in Controversy: The Press, the Documentaries and the Byrd Archives"). Использовав хранящиеся в архиве Университета штата Огайо записи Ричарда Бёрда, сделанные им во время полёта к Северному полюсу, автор статьи наглядно показал, что в своих полётных записях Бёрд и в самом деле осуществлял подчистки.

Александр Бирюк ссылается на свидетельство Арнольда Бумстедта, главного картографа американского Географического общества, который вспоминал об одном любопытном эпизоде. В 1953 году Бернт Бальхен и Ричард Бёрд столкнулись на торжествах по случаю 50-летия с момента первого полёта человека на аппарате тяжелее воздуха, управляемым двигателем, который 17 декабря 1903 года осуществили американцы - братья Райт.

Так вот, тогда между Бёрдом и Бальхеном произошёл инцидент, чуть было не переросший в рукоприкладство. Перебранку слышали журналисты. "По-моему, разговор шёл о каких-то мемуарах, - писал Бумстедт в своём письме журналисту и писателю Ричарду Монтегю. - Бальхен написал книгу и показал рукопись Бёрду. Тому это не понравилось, и он потребовал у бывшего коллеги изъять из рукописи книги все упоминания о себе...".

Бывший иностранный корреспондент газеты "Нью-Йорк Геральд Трибюн", впоследствии - редактор журнала "Ньюсуик", уже упоминавшийся выше Ричард Монтегю, автор книги "Океаны, полюса и авиаторы...", написал, что полёт Бёрда над Северным полюсом являл собой "самый крупный и самый удачливый обман в истории полярных исследований". В этой книге автор не только теоретически доказал, что Бёрд и Беннет вообще не могли достичь Северного полюса, но и прямо изобличает их во лжи.

Этой теме в 1999 году посвятил отдельную статью журнал "Знание - сила". В публикации Александра Волкова "Самый удачливый обман" говорилось, что сомнения в подлинности рассказа Бёрда и Беннета появились сразу же после их "возвращения" с Северного полюса. Первым усомнился норвежский журналист Одд Арнесон, прибывший на Шпицберген для освещения полёта дирижабля "Норвегия" Руаля Амундсена. В первом репортаже, отправленном им в газету "Афтенпостен", говорилось следующее: "Бёрд и Беннет уверяют, что побывали над полюсом. Но за такое короткое время они вряд ли могли добраться туда". Арнесон полагал, что Бёрд долетел примерно до того же места, что и Амундсен годом раньше.

Римская газета "Трибуна" писала, что "хотя за пятнадцать с половиной часов и можно преодолеть расстояние, отделяющее Шпицберген от полюса, и вернуться обратно, но в арктических условиях сделать это практически невозможно".

Обоснованное сомнение выразил и президент Норвежского географического общества. Он напомнил о том, что в данных условиях трудно достоверно определить положение самолёта, в этом убедились ещё во время полёта Амундсена. Бёрд указал, что определял местоположение по высоте Солнца, используя для этой цели секстант. Ряд специалистов считали этот метод неубедительным. Но "мировое сообщество" тогда к скептикам не прислушивалось: ведь они были либо норвежцами, либо итальянцами и, стало быть, их невольно воспринимали как завистливых конкурентов Ричарда Бёрда.

Сам Ричард Бёрд постепенно - то в беседах с репортёрами, то в собственных статьях - стал вспоминать всё новые подробности полёта. Именно так мировая общественность и узнала, что сразу после старта ему и Флойду Беннету и в самом деле пришлось повозиться с двигателем, находившимся по правому борту (из него вытекло масло), в результате чего скорость полёта снизилась с 90 миль в час до 60.

Тем не менее Бёрд и Беннет решили продолжать полёт и вскоре сумели запустить мотор. Ветер был крайне благоприятным, поэтому в самом начале десятого часа утра они, дескать, уже были над полюсом, затем в течение четырнадцати минут кружили вокруг него. Когда полетели назад, ветер усилился и одновременно изменил направление, теперь он дул практически в спину, и скорость вновь повысилась на десять миль. Во время полёта к цели Бёрд шесть раз определял местоположение с помощью секстанта и потом ещё четыре раза вблизи полюса, но на обратном пути не производил измерений, поскольку прибор сломался. Измеренные координаты он наносил на две карты.

Именно эти карты своего полётного дневника Бёрд представил в американское Географическое общество, которое помогло ему финансировать полёт. В 1926 году у комиссии Географического общества отчёт не вызвал никаких вопросов. Лишь много лет спустя он подвергся серьёзной критике.

Оппонентом стал шведский профессор метеорологии Гёст Лильеквист (Gosta Hjalmar Liljequist; 1914-1995) из Упсальского университета, опубликовавший в 1960 году в журнале "InterAvia" статью "Долетела ли "Жозефина Форд" до Северного полюса?" ("Did the "Josephine Ford" Reach the North Pole?").

Знавший полярные области не понаслышке, он заявил, что рассказ Бёрда о попутном ветре не соответствовал действительности. Профессор сопоставил американские и норвежские метеорологические карты, чтобы выяснить, какова же всё-таки была погода в день полёта в этой части Арктики. По словам учёного, направление ветра было совсем иным.

С другой стороны, относительно розы ветров имеются противоположные свидетельства. В октябре 1977 года в советском журнале "Вокруг света" была опубликована статья Д. Алексеева и П. Новокшонова "Трое и полюс", посвящённая полёту Бёрда и Беннета над Северным полюсом в 1926 году. Авторы текста попросили Гидрометеоцентр СССР по имеющимся архивным данным восстановить ветровую обстановку 9 мая 1926 года. Советские синоптики подтвердили правильность данных Ричарда Бёрда.

Но даже будь роза ветров в тот день благоприятной, Бёрд и Беннет всё равно не смогли бы уложиться в 15 с половиной часов. Скорость полёта их самолёта "Жозефина Форд" составляла 165 километров в час: именно такие параметры были указаны в описании "Фоккера". Но вот крейсерская скорость была существенно ниже: Лильеквист определил это, изучив данные о других полётах "Жозефины Форд".

К тому же для полёта на Северный полюс самолёт был оснащён вместо колёсных шасси тяжёлыми полозьями для старта и посадки на снег. Поэтому скорость должна была быть ещё меньше - около 140 километров в час. При такой скорости Бёрду и Беннету пришлось бы лететь на два часа дольше, даже без учёта того обстоятельства, что один из двигателей какое-то время не работал. Общий путь к полюсу и обратно составил около 2500 километров.

К такому же выводу - независимо от шведского профессора - пришёл и норвежец Бернт Бальхен. Всего через несколько месяцев после полёта к Северному полюсу Бёрда и Беннета Бернт Бальхен совершил продолжительное путешествие по Америке именно на "Жозефине Форд". При этом Бальхен отметил, что максимальная скорость машины составляла всего 120 километров в час, хотя самолёт, вместо тяжёлых полозьев, был оборудован более лёгкими шасси. Норвежец вычислил, что Бёрд и Беннет смогли достичь в лучшем случае 88 градусов 15,5 минут северной широты, но никак не самого Северного полюса.

Флойду Беннету, с которым он подружился, Бернт Бальхен как-то раз сказал это прямо в глаза: "За пятнадцать с половиной часов вы не могли бы долететь до полюса!" И Беннет с обезоруживающей откровенностью ответил: "А мы там и не были!"

Позднее Беннет рассказал ему подробности. Действительно, вскоре после старта они заметили утечку масла. Тогда они решили не продолжать полёт к Северному полюсу, а вернуться на Шпицберген. Через какое-то время течь заделали, и тогда Бёрд приказал немного полетать над этим пустынным местом. Так продолжалось четырнадцать часов, а затем они вернулись на остров.

Возможно, именно этим обстоятельством и объясняется загадочная смерть 37-летнего Флойда Беннета в апреле 1928 года: он просто начал слишком много говорить о деталях полёта Ричарда Бёрда на Северный полюс. Иначе говоря, получается, что к смерти Беннета мог быть причастен Бёрд.

Возникает вопрос: не слишком ли это напоминает дурно написанный детектив? Возможно, подобного рода конспирологические сомнения и не имеют под собой ни малейшего основания, если бы не то высокое положение, которое занимала семья Бёрдов и в штате Вирджиния, и вообще - в американском обществе. А социальный статус необходимо поддерживать. В подтверждение этого соображения есть смысл рассказать одну историю.

Через тридцать лет, в конце 1950-х годов, Бернт Бальхен решил издать свои мемуары. В воспоминаниях он, помимо прочего, рассказывал об обстоятельствах "полёта" Бёрда и Беннета к Северному полюсу в мае 1926 года. Ричард Бёрд к тому моменту уже скончался. Но тут в дело вмешался старший брат Бёрда - Гарри Бёрд (Harry Flood Byrd, Sr.; 10.06.1887-20.10.1966).

Надо сказать, что Бёрды являлись более чем влиятельной фамилией - их предки были одними из первых переселенцев, обосновавшихся в штате Вирджиния. Гарри Бёрд - кроме того, что он был агропромышленным магнатом штата, владельцем и издателем ряда местных СМИ - являлся ещё и крупной политической фигурой. С февраля 1926-го по февраль 1930 года он занимал должность губернатора штата Вирджиния. А после смерти отца занял его место в Сенате США: сенатором от штата Вирджиния Гарри Бёрд пребывал с марта 1933-го по ноябрь 1965 года.

Не сложно понять, что у Гарри Бёрда имелись рычаги влияния, для того чтобы надавить и на мемуариста Бернта Бальхена, и на его издателя. Первый вариант воспоминаний был заменён "подчищенной" редакцией, где не нашлось места ни вычислениям, сделанным Бальхеном, ни признаниям Беннета. Книга называлась "Со мной - на Север!" ("Come North With Me"; New York: E.P. Dutton, 1958).

Однако впоследствии журналист Ричард Монтегю обнародовал первую редакцию мемуаров Бальхена в своей книге, которая, как уже было сказано ранее, увидела свет в 1971 году, где были и такие строки: "В конце концов, не имеет особого значения, что Ричард Ивлин Бёрд не побывал тогда на Северном полюсе. Собственно говоря, из-за этой лжи облик его стал только человечнее - кому не присущи слабости?"

Кстати говоря, в этой книге Монтегю касается и темы антарктической экспедиции Бёрда 1946-1947 годов, завуалированно высмеивая ставшую к началу 1970-х годов популярной версию о том, что экспедиция контр-адмирала потерпела поражение от НЛО. "Первым, кто пустил слух о секретной базе нацистов на Южном полюсе, был сам Бёрд, - писал Монтегю. - Бернт Бальхен, хоть и норвежец, но имеющий американское гражданство, был связан присягой армии США и вынужден был молчать о том, что происходило [у берегов Антарктиды] в феврале и марте 1947 года. Вот он и разрывался между своим долгом и желанием отомстить чопорному адмиралу, от которого столько натерпелся после смерти Флойда Беннета. Как залетела в голову Бёрда идея о "летающих тарелках" - одному богу известно!"

Теперь самое время перейти собственно к знаменитой экспедиции контр-адмирала Ричарда Бёрда 1946-1947 годов "High Jump", которая в последние годы обросла целым ворохом слухов, сплетен и предположений.

«…Весьма вероятно, что в недрах этого материка скрываются неисчислимые природные сокровища, а также следы древней и могущественной цивилизации. Поэтому в скором времени должна развернуться настоящая “гонка за Антарктиду”, в которой Соединенным Штатам было бы весьма желательно изначально занять первые позиции» (Из докладной записки Р. Бёрда руководству США).

В первой половине ХХ в. Антарктида продолжала оставаться огромным белым пятном - как в прямом, так и в переносном смысле. Не то чтобы ее не изучали: экспедиции на ледяной континент отправлялись чуть ли не каждый год - и норвежские, и французские, и немецкие, и австралийские, и даже японские, а наиболее активными были англичане. Однако все эти усилия приносили лишь частичный успех, и континент в целом оставался непознанным. В запредельно суровых условиях Антарктиды оторванные от внешнего мира разрозненные горстки людей никак не могли сделать большего при тогдашнем уровне развития техники. И, добавим, без должной поддержки своих государств.

В 1930-х гг. частыми гостями в Антарктиде были американцы и норвежцы. Американскими экспедициями руководили Ричард Бёрд (в 1928-1930, 1933-1935 и 1939-1941 гг.) и Линкольн Элсуорт (четыре экспедиции в период с 1933 по 1939 г.), четырьмя норвежскими - Яльмар Рисер-Ларсен. Наиболее примечательной чертой антарктических экспедиций этого периода стало использование авиации. Самолет Бёрда в ноябре 1929 г. достиг Южного полюса, и долгое время считалось, что этот исследователь первым побывал на обоих полюсах. Лишь впоследствии выяснится, что результаты своего полета к Северному полюсу Бёрд подтасовал.

Если в XIX в. на ледяной континент никто не претендовал и он оставался общим, т. е. ничьим, то в ХХ столетии это «упущение» попытались исправить. Пример подали англичане, в 1908 г. объявившие своей собственностью сектор Антарктики от полюса до 60° ю. ш., заключенный между 20° и 80° з. д., - это земли вокруг моря Уэдделла, в том числе весь Антарктический полуостров. Новая Зеландия в 1923 г. заявила права на сектор между 150° з. д. и 160° з. д. (море Росса, шельфовый ледник Росса и прилегающие берега). Территориальные претензии поспешили выдвинуть и французы, и норвежцы, но всех переплюнули австралийцы, в 1933 г. назвавшие своими земли от 160° в. д. до 44° 38’ в. д., за исключением узкого французского сектора. А немецкая экспедиция, побывавшая в Антарктиде в 1938-1939 гг., провозгласила собственностью Третьего рейха территорию, ранее объявленную норвежской.

В годы Второй мировой войны куски Южного материка попытались отхватить Чили и Аргентина. Между прочим, претендовали они на территории, которые англичане считали своими. В общем, после окончания войны ситуация вокруг Антарктиды сложилась непростая, если не сказать взрывоопасная.

Когда в 1946 г. к берегам Антарктиды отправилась американская экспедиция, это вызвало большую озабоченность стран, разделивших между собой ее территорию. Американцы, как, впрочем, и русские, до сих пор не претендовали на земли ледяного континента и, более того, неоднократно высказывались против его дележа и за право всех стран свободно изучать Антарктику. Известный полярник Элсуорт заявил о планах организовать в 1947 г. масштабную экспедицию с целью исследовать весь материк с воздуха. Еще один американец, знаменитый летчик Эдди Рикенбэкер, призывал правительство начать разработку полезных ископаемых в Антарктиде, предварительно растопив ледяной щит с помощью атомных взрывов: США уже располагали ядерным оружием. Среди возможных причин интереса американцев к Антарктиде назывались и просочившиеся в прессу данные об открытии там богатейших залежей урана. Опасения Аргентины, Чили, Великобритании и других были вполне оправданы: к Антарктиде шла огромная военно-морская армада, включавшая 13 кораблей, в том числе два ледокола береговой охраны, один авианосец, два гидроавиатранспорта и подводную лодку, на которых находилось 4700 военнослужащих и 25 ученых. Выразило озабоченность этим фактом и советское руководство.

Зачем же отправлялись к ледяному континенту военные корабли, да еще в таком количестве? Начальник оперативного штаба ВМС США Честер У. Нимиц дал экспедиции кодовое название «Операция Хайджамп» («Высокий прыжок»). Командовать ею было поручено контр-адмиралу Ричарду Крузену, участнику экспедиции Бёрда 1939-1941 гг. Сам Бёрд, кстати, тоже отправлялся в этот поход. Согласно инструкции, соединению надлежало решить несколько задач. Во-первых, испытать личный состав и технику в экстремальных погодных условиях (после окончания Второй мировой главным противником США стал Советский Союз, а самым вероятным театром новой войны - Арктика). Во-вторых, установить американский суверенитет над возможно большей территорией (выходит, не зря беспокоились государства, поделившие Антарктиду). В-третьих, выяснить возможность организации и обслуживания антарктических баз (вряд ли речь шла о научных станциях). И, наконец, провести научные исследования и собрать материалы - географические, геологические и метеорологические. Ни слова не прозвучало об использовании атомных бомб и о разработке месторождений урана. И на том спасибо.

В самый последний момент командующим военной экспедицией назначили Бёрда, а Крузен возглавил другую, направившуюся летом к Гренландии («Операция Нанук»). Возможно, именно тогда по каким-то причинам - о них можно только догадываться - изменились и цели антарктического похода. Контрадмирал Бёрд был знаменитым путешественником, дружил с бывшим президентом Рузвельтом и пользовался огромным влиянием, но никогда не командовал военными кораблями и не участвовал в военных действиях. В общем, он был невоенным адмиралом. Руководство экспедиции пришло к выводу, что ее главной целью должна стать аэрофотосъемка всей береговой линии Антарктиды, а также внутренних районов материка.

Осенью 1946 г. развернулись подготовительные работы, руководили которыми Бёрд и вернувшийся из Арктики Крузен. Для всех участников похода шили меховые куртки, термобелье, теплую обувь. Были сделаны специальные палатки, подготовлено покрытие для новой взлетно-посадочной полосы на станции Литл-Америка, основанной Бёрдом. На причалы в Калифорнии и Виргинии по железной дороге отправлялись гусеничные тракторы, автопогрузчики, другая тяжелая техника. Перед руководством экспедиции стояло несколько серьезных проблем. Оставалось неизвестным, выдержит ли стальной корпус военного корабля ледовое сжатие. Случись что с ледоколами (второй еще проходил ходовые испытания), и все остальные корабли станут беззащитными. Из всего состава экспедиции лишь 11 человек ранее бывали в Антарктике. Только два пилота имели опыт аэрофотосъемки, и лишь один летал в полярном небе, и то на Аляске. Имевшиеся карты были почти бесполезны для полетов, поскольку их изготовили в меркаторской проекции, искажающей площади в высоких широтах. В Антарктиде не существовало аэродромов, испытанных воздушных трасс, метеостанций. На подготовку летчиков к работе в экстремальных условиях был отведен только один месяц.

В декабре 1946 г. корабли Тихоокеанского и Атлантического флотов США двинулись на юг. Экспедиция была разделена на три группы: центральную, шедшую к шельфовому леднику Росса, западную, направлявшуюся к островам Баллени и далее на запад вокруг континента до гринвичского меридиана, и восточную, стремившуюся к острову Петра I и далее на восток - навстречу западной группе. Самолетам надлежало совершать регулярные рейсы над континентом, фотографируя его поверхность. В случае выполнения программы вся береговая полоса Антарктиды была бы покрыта аэрофотосъемкой.

Центральная группа приблизилась к острову Скотта 30 декабря, после чего ледокол провел корабли в Китовую бухту. 15 января 1947 г. началась выгрузка на берег техники и материалов. Для строительства базы и устройства взлетно-посадочных полос было выбрано место недалеко от бывшей станции Бёрда. Авианосец «Филиппинское море» с шестью транспортными самолетами R4D на борту 25 января достиг острова Скотта. Через несколько дней все самолеты перелетели на береговую базу. Миссия авианосца закончилась, и он вернулся домой. В феврале начались полеты вдоль береговой линии и в глубь материка, в ходе которых проводилась аэрофотосъемка. Бёрд дважды совершил полет к Южному полюсу. К середине февраля погода испортилась, а после 20-го числа полеты из-за метеоусловий пришлось окончательно свернуть. Все члены экспедиции были эвакуированы с базы 23 февраля.

Западная группа достигла кромки льдов северо-восточнее островов Баллени 25 декабря. Полеты гидросамолетов над Антарктидой начались в тот же день. За весь период работ удалось снять береговую полосу в интервале от 165° до 65° в. д., хотя и не без лакун, а также значительные участки в глубине материка. Основной проблемой для западной группы стали сильные туманы. В гораздо более сложных погодных условиях пришлось действовать восточной группе. Частые штормы и снежные заряды делали работу пилотов чрезвычайно опасной. Тем не менее они выполнили съемку береговой зоны от 70° до 130° з. д., благодаря чему были уточнены карты берегов двух морей - Беллинсгаузена и Амундсена.

Главным научным достижением экспедиции стали почти 70 тыс. аэрофотоснимков побережья и внутренних районов Антарктиды. Всего было снято почти 9 тыс. км береговой линии, т. е. половина ее общей протяженности (17 968 км). Но вот беда: многие снимки оказались бесполезными без привязки к пунктам с точными координатами. Ситуацию удалось исправить в 1948 г., когда гораздо более скромная экспедиция под кодовым названием «Операция Виндмилл» («Ветряная мельница») установила необходимые контрольные точки.

Особенности операции «Высокий прыжок» - ее масштаб, засекреченность и резкое свертывание работ в феврале 1947 г. - породили массу слухов. Подозревали, что главная цель операции состояла в ликвидации секретной гитлеровской базы. Затем договорились до того, что американцы сражались в Антарктике с летающими тарелками, а адмирала Бёрда пришельцы даже похищали на некоторое время. Наверное, их интересовали детали его полета к Северному полюсу.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Главный герой

Ричард Бёрд, контр-адмирал ВМС США, командующий операцией

Другие действующие лица

Линкольн Элсуорт, полярный исследователь, летчик; Честер У. Нимиц, начальник оперативного штаба ВМС; Ричард Крузен, контр-адмирал

Время действия

Маршрут

От США к Антарктиде

Цели

Аэрофотосъемка ледяного континента, организация антарктических баз, научные исследования, демонстрация силы

Значение

Съемка почти половины береговой линии материка; предостережение всем странам, стремившимся к разделу Антарктиды

Поделиться