Хлеб войны - какой он? Хлеб войны Что такое хлеб и война.

Цель : Развитие у учащихся навыков исследовательской поисковой работы по поставленной теме; воспитание бережного отношения к хлебу и чувство благодарности всем участникам и очевидцам военных лет

Форма проведения :

Конференция, подведение итогов коллективного труда по сбору материалов по теме «хлеб войны - хлеб победы»

Подготовительная работа :

1. Формирование групп учащихся и определение темы сбора информации.

2. Обработка информации в группах.

С интересными людьми.

4. Работа редколлегии по оформлению результатов работы.

Вступительное слово классного руководителя.

Опять война …

а может нам о ней забыть?........

Мы слышим иногда: «не надо, не надо раны бередить, ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне

и о блокаде пролистали стихов достаточно вполне»

И может показаться: правы и убедительны слова.

Но даже если это правда?

Такая, правда, не права!...

Я не просто беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть, она как сила нам нужна….

Такими словами выразил своё мнение о памяти военных дней поэт Воронов.

Говорят, что на Земле есть три главные ценности:

хлеб , чтобы народ всегда был здоров и силён,

женщина, чтобы не обрывалась нить жизни,

и книга , чтобы не обрывалась связь времён.

Этим словам созвучна народная мудрость:

Нет лучшего цветка, чем пшеничный колос ,

нет лучшего сада, чем пшеничное поле,

нет лучшего аромата, чем аромат свежеиспечённого хлеба .

Хлеб - это больше, чем пища.

Он - тепло Разума на нашей планете, синоним самой жизни.

Справедливость этих слов как никогда проявилась в тяжелые военные годы.

Сегодняшний наш разговор о ХЛЕБЕ , о том хлебе,

что по праву считают «всему голова».

Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда знали истинную цену хлеба,

не ту, которую вы платите в магазине, покупая булку хлеба,

а тот труд многих и многих людей, благодаря которым зёрнышко приобрело вид вкусной булочки. И будьте благодарными тем, кто смог победить в страшной войне ценою своей жизни за то, что бы на нашем столе всегда был хлеб

ведущие

Дороже и злата и соболя он всем и всему голова.

У хлеба значенье особое: державные держит права.

И так повелось это исстари: изба пирогами красна.

Хлеб - наиглавная исповедь пред жизнью на все времена.

« Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!»

(выносят каравай хлеба)

Вот он хлебушко душистый,

с хрустящей корочкой витой,

вот он… тёплый, золотистый,

словно солнцем налитой.

Ведущие

Хлеб. Ржаной, пшеничный, московский, бородинский, орловский, рижский, столовый, диетический, круглый и формовой, ситный и пеклеванный… Он лежит перед нами во всех видах - от сухаря до пирога.

Ты держишь в руках сокровище. Может, ты будешь поэтом, а может, станешь трактористом, шахтёром, шофёром, космонавтом или планетопроходцем. Но кто бы ты ни был и кем бы ты ни стал, ты не сможешь обойтись без хлеба.

Хлеб! Наскучит ли он?...

Без него обойтись и не пробуй.

Без него человеку беда…

Не зря гласит народная мудрость:

Хлеб - всей жизни голова.

Без золота проживёшь, а без хлеба нет.

Когда хлеба ни куска, так и в тереме тоска

Хлеб на столе, и стол - престол, а хлеба ни куска, и стол тоска.

Хлеб в закромах - счастье в домах.

Каравай хлеба не свалится с неба.

Был хлеб всегда в почёте на Руси -

Её просторов главное богатство,

Его ты хочешь цену знать…

спроси!

Тебе ответить могут ленинградцы!

Они припомнят город без огней,

Когда враги стояли на пороге,

И долгих девятьсот блокадных дней …

Снарядов свист… Воздушные тревоги…

Мела метель колючая, мела…

За нею голод шёл в дома по следу…

И не было ни хлеба, ни тепла.

Была лишь вера твёрдая в победу! (В. Суслов.)

О, мы познали в декабре -

не зря «священным даром» назван обычный хлеб,

и тяжкий грех - хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освещён,

наш хлеб насущный, ЛЕНИНГРАДСКИЙ

(Ольга Бергольц)

(Выносится копия блокадного хлеба, ставиться рядом с караваем на стол)

А этот хлеб блокадного Ленинграда.

В музее Ленинграда хранится черствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём - то его не назовёшь. Хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. Это суточная блокадная норма на одного ленинградца.

Ведущие

В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны. Выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода. Нам не знаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры деревьев, желудей, семян лебеды, полевой гречихи и других суррогатов. И когда читаешь воспоминания или говоришь с пережившими блокаду людьми, в их воспоминаниях главное место занимает слово хлеб. Но никто из нас не останется равнодушным, читая исторические документы, или слушая рассказы ветеранов войны о фронтовом хлебе.

Через 26 дней после начала великой отечественной войны страна перешла от свободной продажи хлеба и продуктов к карточной системе. И в течение всей войны было обеспечено бесперебойное снабжение хлебом не только армии, но и городского населения, причём в полной норме, указанной на карточках. Сохранение довоенных цен на продукты нормированного снабжения - это первый и единственный случай в истории мировых войн. Полевые армейские хлебопекарни пользовались своими запасами муки. Специалисты - мукомолы сконструировали походные мельницы. И каждое утро в пороховом дыму, у самого пекла войны хлеб ночной выпечки готовили к отправке на передовую. Хлеб фронту был также необходим, как и боеприпасы. Он давал новые силы бойцам.

125 граммов хлеба блокадного Ленинграда, хлебные карточки того времени, полевая армейская хлебопекарня это фотодокументы военных лет, документы подвига советского народа

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паек - сто двадцать пять граммов хлеба. Двести пятьдесят граммов выдавали по карточкам рабочим. При утере карточка не возобновлялась, суровая мера, но необходимая.

А кольцо блокады сжималось, к городу пробиться становилось труднее день ото дня. Вражеская артиллерия обрушила на Ленинград более 159 тыс. тяжёлых артснарядов, 107 тыс. бомб. Первыми подверглись бомбардировке продовольственные склады. Они занялись высоким, дымным, издалека видным пламенем. Все жители города, кто мог, помогали тушить пожар.

План фашистов состоял и в том, чтобы задушить город в тисках голода

В городе на Неве помнят и чтят заслуги ленинградских пекарей, которые в неимоверно трудных условиях тех лет выпекали блокадный хлеб, который поддерживал жизнь в осаждённом городе. Голодные девушки - пекари носили воду вёдрами из проруби, работали по 12- 16 часов под вражеским обстрелом и налётами, разбирали на дрова старые дома. И свято относились к каждому кусочку хлеба.

1группа. « Странички воспоминаний»

О том, как несли они свою вахту, рассказывала Е.Н. Чернышева, работница одного из хлебозаводов: « работали по двенадцать часов. Как только на ногах держались? Получишь двести пятьдесят граммов хлеба, и притронуться боишься. Начнёшь есть - и съешь весь… А впереди смена. Дома ждут мама и три сестрёнки. Самая младшая Галя, три годика ей было. Лежит закутанная в одеяло и платок, глаза большие-большие, смотрит и тихо-тихо произносит: «хлеба…» ей бы кусочек лишний с чайком, а где взять? Но чтоб с завода принести хоть корочку - и думать никто не смел. Совесть не позволяла… Галю схоронили…»

Строки из воспоминаний М.И.Горшковой, тестовода: «из цеха мы выходили только во время авиа налётов и артобстрелов; тогда мы, члены команды местной противовоздушной обороны, поднимались на крышу, топили в железной бочке с водой зажигалки или заливали их водой. В один из налётов, - вспоминает она,- на завод было сброшено 7 фугасок и 240 зажигалок. Потушив пожар, снова бежали вниз, к печам. В очередной налёт на крышу поднимались другие. Осенью 1941 года от бомбёжек сгорела часть подсобных помещений. Для того чтобы хоть как-то согреться, разводили костры прямо в цехах. В печи вмуровали котлы, в которых растапливали приносимый с улицы снег. На этой воде и замешивали тесто.

Ещё один рассказ ленинградских пекарей о своём товарище Н. А. Лободе.

«Беда одна не ходит. … Однажды на районном хлебозаводе начали смену, посадили хлеба в печь, получаса не прошло, как что-то ухнуло в её чреве, загудел огонь сильнее обычного. Потом заскрежетало железо и, лента остановилась. Заглянули внутрь, а там формы сгрудились, видимо под заклинило. Первая мысль была, сгорит хлеб и, ничего тут не поделаешь. Пропадут, испепелятся в огне буханки. Выйдет из строя печь и не будет давать хлеб - ни завтра, ни послезавтра. Ремонт можно будет начать, когда печь остынет.

Н.И. Лобода - он был главным механиком - недолго раздумывал. Подошёл к печи там, где кладка была не толстой, а в один кирпич, ударил по стенке ломом, пока не пробил дыру. Надел ватник, поверх его второй, две пары рукавиц, низко на лоб натянул шапку - ушанку. - Плесните - ка на меня водицы,- попросил стоявших рядом. - Да не жалейте, потом принесу, отдам,- успел пошутить. И шагнул в раскалённую печь. Все, кто был в цехе, собрались у пролома. Через несколько минут выполз из печи Лобода. Глотнул воздух, припал к ведру с водой. Сказал: « остальную на меня!». И снова полез в печь. С первой попытки расцепить формы Лобода не смог, но потом это удалось. Хлеб был спасён. Всю войну проработал Н. А. Лобода на хлебозаводе, продолжал трудиться и в мирное время.

Звуковой документ «слово о хлебе» (магнитофонная запись из приложения к журналу Кругозор»)

Ведущие .

Но пока шла война. В тяжёлых условиях приходилось работать пекарям с первых дней блокады. Выходных на войне не было. Работали без отдыха, по - фронтовому. Положение с продовольствием становилось угрожающим.

В блокадный город Москва командировала народного комиссара Д. В. Павлова. Большой опыт, глубокие знания помогли Дмитрию Васильевичу быстро выделить круг основных забот. - начали со строжайшего учёта каждого килограмма продуктов. Когда закончили эту работу, выяснилось, что муки, зерна и сухарей в городе осталось на 35 суток. Пришла мысль - вскрыть полы на пивоваренных заводах. За многие годы там скопилось много солода. Собирали мучную пыль и из - под полов, со стен хлебозавода. С начала декабря хлеб выпекался из смеси пищевой целлюлозы -10%, хлопкового жмыха - 10%, обычной пыли - 2%, мучной смеси и вытряски из мешков - 2% , кукурузной муки - 3%, ржаной муки - 73%. Однако не на всех заводах удавалось соблюсти даже такую рецептуру. Ежесуточно на хлеб шло (вместе с примесями) 510 т муки и это на всех ленинградцев, на весь город,

Зимой город рано погружался в темноту. И ещё сильнее становился холод и голод. Муки оставалось совсем мало. Военный совет Ленинградского фронта с начала сентября по 20 ноября 1941года пять раз сокращал нормы выдачи хлеба населению. Трижды уменьшал продовольственный паёк фронтовым частям. А ведь полупрозрачный ломтик хлеба нередко был единственной пищей.

В декабре от дистрофии умерло 52 тыс. 881 человек, в пять раз больше, чем в ноябре, когда людей ещё поддерживал чуть более полноценный хлеб, когда не растаяли прежние силы.

Партийные руководители города обратились к военным, и они отдали сухари из неприкосновенного запаса, который по армейским законам можно использовать только в самых исключительных случаях. Сухари помололи и пустили в хлеб.

Продуваемый холодными ветрами, голодный город жил, работал, верил в победу.

В труднейшей обстановке люди оставались людьми. Ленинград переживал голод, который никогда в истории человечества не выпадал на долю города таких размеров

Враги надеялись, что тяжёлые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из - за куска, хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград «выжрет самого себя».

Но фашисты просчитались.

Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Примеров можно привести много

1группа («(странички воспоминаний», продолжение)

Д. В. Павлов вспоминает такой случай:

Двое ленинградских ребятишек (взрослых не было, мать - умерла, отец - на фронте) решили продать бушлат отца, чтобы на вырученные деньги выкупить в булочной хлеб по карточкам. Младший остался дома, а старший, ему и одиннадцати не было, пошёл на толкучку. Покупатель нашёлся быстро, а когда вернулся домой, вошёл в комнату, раскрыл кулачок, в котором была выручка, обомлел: в кармане проданной курточки были карточки. Всю ночь старший не сомкнул глаз. Помощи ждать было неоткуда, он знал, что бывает с человеком, у которого нет хлеба. Утром, забывшись тревожным сном, он услышал стук в дверь, откинув щеколду, увидел покупателя бушлата, который протягивал ему забытые им в кармане хлебные карточки.

Маленькой девочке Оле Полевой в булочной стало плохо, и она потеряла сознание. Её бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул.

Другая бывшая в блокадные дни школьницей вспоминает, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся на ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба - по пять- десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Все подумали, что девочка тут же начнёт жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что у неё умерла мама, а дома осталась маленькая сестричка, которая плачет и просит есть. Это хлеб для неё.

Размышляя о хлебе и его месте в нашей жизни, известный организатор колхозного дела дважды герой социалистического труда п. а. Малинина вспомнила день, когда в их деревню привезли эвакуированных из блокадного Ленинграда ребятишек.

« Никогда не забуду, как кормили этих детей в первый день их приезда. На стол выставили молоко, хлеб, картошку, мясо. Но, прежде всего они взяли хлеб. С краю, сидела девочка лет пяти. Она была так худа - худее некуда, её чёрные большие глаза неотрывно смотрели на кусок хлеба, лежавший рядом с тарелкой. Девочка подняла на меня свои глазищи и шёпотом спросила: - это мне? - тебе. И каша тебе, и молоко тебе. Ешь. Она быстро взяла хлеб, прижала к себе, подержала его и осторожно, откусывая маленькие кусочки, начала есть… Потом худенькими пальчиками стала собирать со стола еле видимые крошки. И только когда все они были собраны и съедены, взялась за кашу..

Ведущие

Блокада - далеко как это слово

от наших с вами светлых мирных дней.

Произношу его и вижу

снова голодных, умирающих детей

Как опустели целые кварталы,

и как трамваи вмёрзли на пути,

И матерей, которые не в силах

своих детей на кладбище нести.

Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью озеро замерзло, и движение судов по нему прекратилось. И тогда была проложена по Ладожскому озеру автомобильная дорога. Народ очень точно назвал её Дорогой жизни . От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года на ещё не окрепший лёд вышли первые грузовики, вёзшие муку. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, регулировщики, связисты, зенитчики - работали в необычайно сложных условиях: в цепенящую стужу, когда лёд таял, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

2 группа (тема «хлеб» в литературе)

Казалось, что конец земли.

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще, он рядом где-то.

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят,

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду,

Ну так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут — пустяк,

Поломка эта — не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь — опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб — две тонны? Он спасет

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре —

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить на пол

Ольга Берггольц


Шестнадцать тысяч ленинградцев

Ведущие

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую землю вывозили детей, раненых, крайне истощённых и ослабленных людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта легендарная ледовая трасса! Мужеству и стойкости её строителей и защитников, подвигу фронтовых шофёров была посвящена популярная до сих пор «песня о Ладоге» (сл. П. Богданова, муз. П. Краубнера и Л. Шенберга).

В книге Ю. Королькова «Партизан Леня Голиков « описывается о том, как переправляли через линию фронта обоз из 233 подвод, в котором было собрано одного только хлеба более 2 тысяч пудов собранный в партизанском крае в подарок ленинградцам. Как солдаты в полушубках и в шинелях выскакивали из блиндажей, с изумлением смотрели на вереницы подвод, вынырнувших из мрака ночи со стороны врага. И как их изумление перешло в бурный восторг, когда они узнали, что мимо их идёт обоз с продовольствием для сражающегося Ленинграда, расположенного в глубоком вражеском тылу.

Он вас благодарит, великий город,

В гранитные одетый берега.

Спасибо вам. И хлеб ему ваш дорог,

И главное - забота дорога.

Подарки ваши - мы их не забудем,

Вы жизнью рисковали их везя.

Спасибо вам. Где есть такие люди,

Такую землю покорить нельзя

(В. Инбер)

29 декабря 1941 года вошло в историю Ленинграда светлой датой: были увеличены нормы выдачи хлеба. Рабочим на 100 граммов, остальным - на 75. Город ещё не ел досыта, но самые голодные дни остались позади.

Но разве может что- нибудь забыть.

Кто был под грозным, под военным небом.

Кому пришлось блокаду пережить.

Кто плакал над кусочком малым хлеба?

Запомнил звук «Воздушная тревога»,

Кто на большую землю выходил

По ледовой по Ладожской дороге?

2 группа (тема «хлеб» в литературе, продолжение)

Звуковая запись «Берггольц читает свои стихи» (кругозор №5 .85год)

Ведущие

Вопрос о хлебе стоял остро везде, в том числе и на Урале и в нашей области и в нашем городе. Все понимали, что в хлебе нуждался протянувшийся на тысячи километров фронт, его ждали в городах и посёлках. На ударную вывозку хлеба были привлечены и школьники.

И наша следующая страничка о детях войны и их большой помощи

3 группа («интервью»)

Строки из воспоминаний детей войны наших земляков Егоршинцев:

1.Лазукова Лидия Петровна, проводница ВСП №27.

В Егоршино в вагонном депо на средства жителей был построен Военно-санитарный поезд № 227 ВСП-227. Задача этого поезда заключалась в том, чтобы забирать раненых на фронте, оказывать им помощь в пути и отвозить в тыл, на Урал, в Сибирь в госпитали. Поезд шел в Ленинград, чтобы забрать раненых, среди них были и моряки балтийского флота, они были истощены. В поезде им дали хлеб на завтрак, и они, взрослые, мужественные моряки, делили хлеб ниточкой на маленькие кусочки и прятали их под подушку, чтобы каждый день съедать по кусочку, им не верилось, что обед и на ужин они снова получат хлеб и так будет каждый день. Им в это не верилось! Они так были голодны!

2. Черемных Тамара Григорьевна, выпускница 1948 года, ветеран педагогического труда.

Из Ленинграда эвакуировали преподавателей ВУЗов на Урал и в Сибирь. К нам, в Егоршино, приехали тоже несколько преподавателей, они работали учителями в нашей школе №56, создали духовную культуру в школе, в перемены они исполняли на пианино классические произведения, знакомили учеников с композиторами, с поэзией, эти преподаватели оставили заметный след в душах учеников 40-х, 50-х годов

Вспоминают такой случай:

Самый ценный подарок в то время был, конечно, хлеб. Дети в военные годы получали в школе кусочки хлеба, вот и решили дети в этот день не есть хлеб, а собрали все кусочки, чтобы подарить своему учителю. Н.И. вошел в класс, поздоровался, дети стоят, не садятся, затем староста вышел вперед, поздравил Н.И. и вручил детские кусочки хлеба. Надо было видеть лицо учителя: сначала он удивился, потом растерялся, а затем по его мужскому лицу потекли слезы. В этот день все дети остались голодными, но были все счастливы, они сделали добро учителю.

Дети и взрослые собирали колоски, но нельзя было взять домой ни зернышка. Сколько женщин попало в тюрьму и отсидели 3 года, 5 лет только за то, что взяли горсточку зерна, чтобы спасти детей, чтобы хоть один раз в день сварить кашу и накормить своих детей.

ХЛЕБ В ГОДЫ ВОЙНЫ

А.С. Тихонова

Ирина Анатольевна Марченкова, научный руководитель преподаватель Мценского филиала Госуниверситета- УНПК, г. Мценск

Каждый день, все люди на Земном шаре, едят хлеб. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Булочки, коржики, баранки, батоны, печенье - все это хлеб. А были годы, когда люди голодали, и далеко не каждый день видели хлеб. Так было в годы Великой Отечественной войны. Давно закончилась Великая Отечественная война. Всю жизнь люди, пережившие те страшные голодные военные годы, помнят о цене хлеба. Сегодня мы с вами узнаем, каким был хлеб войны, из чего его пекли, какое значение он имел во время войны. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. На Руси хлеб называли жито, что значит жизнь. Называли ласково - хлебушко. Хлеб берегли. Даже если садились за стол, то глава семьи хлеб не резал, а отламывал от краюхи и давал ломоть хлеба каждому отдельно в руки. А если крошки хлеба на стол падали, то их собирали в ладошку и отправляли в рот. Хлеб - гениальное изобретение человечества, рождённое четырьмя стихиями. И каждой из них можно поклоняться - солнцу, земле, воде и огню. И ещё: хлеб всегда добр, даже в мире, в котором много злобы. И поэтому очень важно быть к хлебу добрым и внимательным, и это нужно не только хлебу, это нужно каждому из нас, потому что рядом с хлебом человек становится лучше. Хлеб — один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в Неолите. Возраст хлеба более 15 тысяч лет. Само слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках. Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды. Хлеб из дрожжевого теста впервые появился в Египте. В средневековой Европе хлеб служил не только основой пищи, но и был частью сервировки стола. А вот у войны был свой хлеб. Небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё более необходимый, чем в мирное время. Хлеб во время войны был не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни, важнейшим политическим вопросом страны. Если бы поражение случилось на хлебном фронте, то это означало подрыв всей потенциальной мощи страны. Поэтому советское правительство сумело в экстремальных условиях организовать выпечку хлеба для фронта. Даже тогда, когда земля горела под ногами. Лучшее - фронту, а для себя в тылу пекли лепёшки с добавлением лебеды или мёрзлой прошлогодней картошки, хорошего, настоящего хлеба почти не видели. В нём больше было воды и соли. Это для того, чтобы сэкономить муку. Выпекали хлеб в формах, иначе тесто повышенной влажности расплывалось. Хлеб делали даже из кукурузы. Но буханка не держала свою форму, а рассыпалась. Стандартная буханка на 63% состояла из ржаной муки, на 4% — из льняного жмыха, на 8% — из овсяной муки, на 4% — из соевой муки, на 12% — из солодовой муки. Остальное составляли еще более незначительные примеси. При этом каждый хлебозавод стремился выпекать хлеб, отличный от продукции «конкурентов». В основном это достигалось добавлением муки из луба деревьев, содержащей от 3 до 6% крахмала и сахаров, а также подсолнечной лузги. Хлеб в войну был не такой, как сейчас, есть его было не выносимо, но приходилось. В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. Блокадный хлеб состоял из ржаной муки (10-12%), остальное - жмых, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя, вода - три четверти, хлеб выдавался в те тяжелые годы для нашей страны по карточкам, в количестве 125 граммов - еда на весь день. Нормы выдачи хлеба населению города Ленинграда, 16 июля 1941 года иждивенцам и детям по 400 грамм, 2 сентября 1941 года - по 300 грамм, 11 сентября - по 250, 1 октября - по 200, а потом и по 150, и по 125 граммов хлеба, только в 1943 году вернулись к прежним, первым нормам - по 400 грамм. Детям выдавали несколько картофелин в мундире, 125 грамм черного хлеба на весь день. Конечно, этого было мало, дети сидели всё время голодные. «Сталинградский хлеб» - ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука. Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному. Тесто с добавлением ячменной муки получалось более плотным и дольше выпекалось. «Ржевский хлеб», картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку. В концлагере узникам давали суррогат, который только назывался хлебом. Его глотали, не прожевывая. Он хрустел на зубах, а мурашки сыпались по телу, один песок. В «хлебе» концлагеря были отруби, опилки, кора желудей и выжимки гнилой брюквы. Резали его не ножом, а веревочкой, чтобы ни одна крошка не падала со стола на пол. А если упадет, то ее все искали и находили. Назывался он «Остен-брот» и был утвержден Имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе 21 декабря 1941-го года - «только для русских». Состав его такой: отжимки сахарной свеклы- 40%, отруби- 30%, древесные опилки-20%, целлюлозная мука из листьев или соломы-10%. Санкт-Петербургский музей хлеба обладает уникальной коллекцией из 14000 экспонатов, показывают историю создания хлеба, пути развития хлебопечения. В музее представлен 125 г. ломтик блокадного черного хлеба «с песком и кровью пополам». Представлены карточки на покупку крупы - 50 г. в день. В Цюрихском музее выставлен хлеб, возраст которого 6 тысяч лет. В Нью-Йоркском музее экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад.

Ценность хлеба велика - ежедневная норма потребления хлеба в различных странах составляет 150-500 г. на душу населения. В хлебе содержится от 40 до 45% углеводов, необходимые для жизнедеятельности человека. Кроме того, за счет хлеба на 50-60% удовлетворяется дневная потребность человека в витаминах группы В. Хлеб выращивают из зерна. Хлеб - продукт удивительный. Даже черствый хлеб не теряет своих свойств. Хлеб кормит, поит, лечит, омолаживает, используется в медицине и косметологии, очищает душу. Хлеб появляется благодаря нелегкому труду людей. Очень важно знать цену хлеба и беречь его. Нужно помнить о хлебе войны, сколько подвигов совершали люди во имя хлеба! Состав хлеба в годы Великой Отечественной войны был совсем другой, но люди дорожили каждой крошкой хлеба, ценили и берегли его. Хлеб войны не может оставить равнодушным любого человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны - голод, холод, издевательства. Многим волею судьбы пришлось пройти гитлеровские концлагеря. И кто там был, по сей день, помнят тот хлеб, которым кормили заключенных. Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту. Очевидцы тех страшных дней вспоминают, как люди говорили вот бы хлеба поесть досыта. Отношение к хлебу как к чему-то святому и боязнь, что вдруг хлеба не станет, сохранились до сих пор. Помнит, ничего не забыл советский солдат: ни собственную хлебную пайку, промёрзлую, окаменевшую, которую грыз в окопах сорок первого года, ни страшные дни блокадного Ленинграда, который гитлеровцы терзали голодом. Сейчас хлеб можно увидеть везде: на полу, под ногами, хлеб, выброшенный из окна вагона скорого поезда. Хлеб - на свалке... Где только не находят хлеб, отвергнутый сытым невежеством! И заходятся в гневе, боли и жалости сердца людей старшего поколения, переживших голод. А, видя, как небрежно обращаются с хлебом взрослые, дети подчас просто издеваются над хлебом, пиная буханку, как футбольный мяч, а малыш, выйдя на улицу со сладкой булочкой в руке, порой, съев половину, кидает остаток на землю. Нам с вами надо бережно относиться к хлебу, ценить каждую крошечку. Хлеб - всему голова! гласит народная мудрость. Смотришь на нашу жизнь сегодня - и душа замирает: как было, как жили и голодали люди в то военное лихолетье, и как же хорошо, что нас это не коснулось, что мы едим хлеб досыта.

Список литературы:

1. Васюкова А. Т. Современные основы хлебопечения. - М. : Дашков и К, 2009.

2. Мармузова Л. В. Технология хлебопекарного производства. - М. : Академия, 2008.

3. Ауэрман Л.Я. Технология хлебопекарного производства. - М.: Высшая школа, 2005.

В поле днём и ночью
В годы войны хлеб был солдатом. Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали армию и тружеников тыла в первую очередь хлебом и сухарями.
Американская корреспондентка Элла Уинтер, побывавшая во время войны в одном из колхозов, назвала свою статью В этом колхозе хозяйствуют женщины: мужчины на фронте, остались женщины, подростки, дети и престарелые…

На имеющихся тракторах с металлическими колёсами на шипах, без кабины, без стартеров и пускачей работали девчата шестнадцати-семнадцати лет.
После коротких курсов трактористки трудились по одиннадцать часов посменно, и днём, и ночью. Одна из трактористок вспоминает в книге Дети военной поры: Когда пахали ночью, хорошо, если луна. А то одна впереди с фонарём идёт, а ты за ней едешь. И страшно ведь было. Уж и не знаешь, то ли ты в тракторе заснёшь, то ли она с фонарём, сонная, упадёт под трактор. А ещё волки кругом воют. А как заводили тракторы! Надевали на рукоятку трубу, все на неё наваливались. Если в обратную сторону отдавало, все наземь валились. И плакали, и смеялись.
Дарья Гармаш, бригадир жен¬ской тракторной бригады, Герой Социалистического Труда, вспоминает: Потные, измученные, трактористки спрыгивают на землю. От солнца и ветра лица у всех красные. Никто из них толком не может разогнуться. Одна держится руками за поясницу и стонет. Другая пытается разогнуться, ей больно, она сжимает губы, молчит. Ещё одна скособочилась и испуганно спрашивает:
– А кишки в животе от тряски могут перевернуться?
Другая сквозь гримасу боли шутит:
– Смотри, как ходим-то, будто раненые.
Тяжесть мы, как все, несли фронтовую. Зерно сдавали – на семена не оставляли. А весной за семенами чуть не всей деревней ходили в райцентр. Даже дети несли свои мешочки.
Прасковья Малинина, председатель колхоза, дважды Герой Социалистического Труда, пишет: Тягловой силы в колхозе почти не было, и стали мы отбирать быков да коров для работы. Придумали специальные хомуты для быков, а они не приучены в упряжке ходить – головой мотают, ревут, упрямятся, назад пятятся да шарахаются в сторону, и тебя, того и гляди, рогом подцепят. Мучились женщины с ними.
Ветеран труда Екатерина Данилова говорит: Эти мучения я помню до сих пор, спустя уже много лет… Поздняя осень, холодно, но ещё не выпал снег и не замёрзла речка. Мы с мамой едем за сеном, мне 13 лет. Огромный бык запряжён в арбу. Мама подаёт вилами сено, я наверху с граблями равномерно это сено расправляю. Навьючили воз сена, перевязали верёвками и двинулись в обратный путь. Мама за хомут направляет быка, а я – на верху воза, в валенках. Подъехали к речке, которую уже переезжали. По мелководью начинаем переезжать, и вдруг это огромное, сильное и упрямое животное двинулось не по мелководью, поперёк реки, как его направляла мама, а вдоль. А мы знали, что впереди большая глубина. До сих пор помню, какой ужас охватил меня, я закричала каким-то диким голосом и автоматически съехала с воза в воду, прямо в валенках. По-видимому, мой дикий крик как-то воздействовал на это животное. Мы с мамой с большим трудом направили его на мелководье и выехали на дорогу.

Сухари с записочкой
Заменив ушедших на фронт мужчин, у горячих печей трудились женщины и девушки. У печей стояли по 12-14 часов. Многие пекари были переведены на казарменное положение и с заводов не выходили. Работали, спали где-нибудь в красном уголке или в каморке начальника цеха.
О военном времени вспоминает одна из пекарей в книге Хлеб, который мы едим: Парни пошли на фронт. Мы же, девчонки, досрочно сдали экзамены в школе фабричного ученичества – и на производство, к печам.
Помню, катишь дежу, а в ней шестьсот килограммов, думаешь: ещё шаг – и упаду. Ничего, довозили. Тесто разделывали вручную. Муку тоже сами возили, в вагонетке…
В смену мы вырабатывали сорок-сорок две тонны ржаного формового хлеба, весовым он назывался. И ещё дополнительно готовили армейский сухарь – уж как его мы пестовали, как хотели, чтобы повкусней был да посытней. В мешок с сухарями вкладывали записочку: ешь, фронтовик, и бей врага!
Женщина-пекарь военной поры вспоминает: А закончится смена, направляемся в подшефный госпиталь. Ходим там по палатам, улыбаемся, песни поём, будто после отдыха, а не прямо от горячей печи. Конечно, и помогали раненым, как умели, перевязку сделать или там бинты постирать, письмо написать.
Походная хлебопекарная печь – выдающаяся конструкторская находка. Фронтовые пекари говорили, что для них эта хлебопекарная печь была тем же, чем для танкистов танк Т-34. В военное время конструкторы разработали даже на базе двух пульмановских вагонов вагон-пекарню.

Блокадные граммы
Это был суррогатный хлеб, 125 граммов – еда на весь день.
Блокадный хлеб состоял из ржаной муки (10-12%), остальное – жмых, шрот, смётки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя, вода – три четверти.
В июле-сентябре 1941 года немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. 960 дней Ленинград был отрезан от тыла страны. Снабжение города и советских войск было налажено по Дороге жизни через Ладожское озеро. В июле 1941 года были введены хлебные карточки по всей стране. Для экономии стали выпекать в основном формовой хлеб из ржаной муки.
Хлеб войны на одну десятую состоял из картошки, – вспоминает Любовь Пучкова, профессор Московского университета пищевой промышленности. – В нём больше было воды и соли. Это для того, чтобы сэкономить муку. Выпекали хлеб в формах, иначе тесто повышенной влажности расплывалось….
Екатерина Данилова вспоминает: Долгое время в годы войны и после войны мою детскую и юношескую память преследовала одна навязчивая мысль: Вот бы хлеба поесть досыта. Отношение к хлебу как к чему-то святому и боязнь, что вдруг хлеба не станет, сохранились до сих пор. Хотя некоторые представители технократического оптимизма считают, что человечество со временем перейдёт к производству искусственных продуктов питания, но какие будут социальные последствия этого – никто не знает.
Когда советские войска вошли в Берлин, одной из первых забот нашей комендатуры было наладить снабжение мирного населения хлебом. Развернули походные печи. И потянулись на идущий от них аромат берлинцы. Многие тысячи тонн хлеба получил в те дни освобождённый от фашизма город.
Пекли хлеб армейские пекари. Более того, советские воины помогли вспахать и засеять более 300 тысяч гектаров в Польше и Германии.
Помнил, ничего не забыл советский солдат: ни собственную хлебную пайку, промёрзлую, окаменевшую, которую грыз в окопах сорок первого года, ни страшные дни блокадного Ленинграда, который гитлеровцы терзали голодом. Помнил обо всём, но делился хлебом с берлинцами.

Те годы – с нами!
Надо ли учить памяти о войне тех, кто вырос в послевоенном мире, надо ли нарушать безмятежность их юных лет?
История войны писалась кровью, но чем дальше уходит время, тем спокойнее будут воспринимать люди, в том числе дети, молодёжь, жесточайшие её факты. Однако никогда они не должны перестать волноваться, узнавая о них.
Память – это история семьи, история народа. Каким будет взгляд на неё подрастающего поколения, таким будет завтрашний день. Стерев прошлое семьи, народа, мы стираем будущее.
Помнить историю своей семьи, своего народа нужно не только потому, что память сохраняет человеческое достоинство, но и чтобы понимать смысл своей жизни, чтобы не быть одиноким и беспомощным.
Войну будут помнить, писать о ней, как стремились сохранить в летописях наши предки все детали древней истории. Это необходимо человеку, чтобы оправдать своё существование на земле.
Семейная память, память истории народа означает самоутверждение человека.
Существенным моментом является память – важнейшее условие сознания.
И через сто лет школьники, студенты, молодые люди с гордостью и волнением будут писать о своём прапрадеде, своей прапрабабушке, которые были фронтовиками:
Бессмертен их подвиг!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна…
Ю. Воронов

К пониманию хлеба мира нельзя прийти, не зная о хлебе войны


В СССР до Великой Отечественной войны на территории, которая потом была временно оккупирована немцами, вырабатывалось более половины продукции земледелия и животноводства. В связи с этим в военное время страна ежегодно теряла более 5760 тыс. т зерна (или 300 млн. пудов). Во время войны было разграблено и разорено 98 тысяч колхозов, 1876 совхозов, 2890 машинно-тракторных станций.

Кроме того, в начале войны было призвано в армию 60-70% председателей и бригадиров колхозов. В колхозах остались только женщины и дети ушедших на фронт. Им пришлось нелегко, если учесть, что сельское хозяйство не только пополняло армию людьми, но и поставляло на фронт механизированные средства (в частности, 75% автомобильного парка) и скот. В конце 1941 г. на селе оставалось 39,8% довоенного поголовья лошадей.

На Нюрнбергском процессе были приведены данные ущерба, причинённого немцами нашему сельскому хозяйству. В ценах того времени сумма ущерба составила 181 млрд. руб.

В годы войны Сибирь и воевала и армию кормила

В 1941-1945 гг. производство зерна было организовано на значительных территориях в восточных регионах страны, главным образом в Сибири, Казахстане и в Средней Азии. Так, в 1941 г. площадь посевов в тылу, по сравнению с 1940 г., увеличилась более чем на 2 млн. га, а в 1942 г. - еще на 2,8 млн. га.

Хлебный потенциал Сибири всегда был высокий. В начале Великой Отечественной войны из Сибири на фронт направлялись не только дивизии для спасения столицы нашей Родины - Москвы от немецких захватчиков, но и эшелоны с хлебом.

Осенью 1941 г. Сибирь поставила на фронт 2880 тыс. т зерна, что составило 75 от всех хлебозаготовок страны. Этого количества зерна было достаточно для того, чтобы прокормить более 25 млн. человек в течение года. На фронт было отправлено около 700 тыс. т сухарей. В последующие годы этот поток постоянно увеличивался.

За годы войны новосибирцы сдали государству 1552 тыс. т зерна. Этого количества хватило бы прокормить всё население сегодняшней Новосибирской области хлебом в течение 5 лет.

И мельницы сражались

Поступающее на фронт продовольственное и фуражное зерно нужно было перерабатывать в муку, а мельницы, как и другие предприятия, при отступлении войск уничтожались. Выручали разработки инженеров-мукомолов и хлебопёков. Чертежи были разосланы по фронтам и вскоре передвижные мельницы и пекарни начали изготавливать в военных мастерских.

В действующих армиях функционировала настоящая мукомольная отрасль: в 1943 г. работало 80 мобильных мельниц, в 1944 г. - 47 передвижных мельниц и 160 крупорушек. Походные мельницы перемалывали 3400 т зерна в сутки. Для сравнения: производительность крупнейшего в Сибири Мельзавода № 1 в Новосибирске сегодня составляет 750 т зерна в сутки.

Мука из зародышей пшеницы и «коктейль Молотова» родом из ВНИИЗ

На экспериментальной мельнице Всесоюзного (ныне - Всероссийского) научно-исследовательского института зерна и продуктов его переработки (ВНИИЗ), расположенного в Москве, во время войны вырабатывали гороховую муку, которую затем брикетировали и отправляли на фронт.

Группе учёных этого института - П.П. Тарутину, A.M. Братухину, К.В. Дрогалину и Н.И. Соседову было поручено создание витаминной муки из зародышей пшеницы, которая тотчас направлялась в госпитали для скорейшего выздоровления раненых. За эту разработку учёным была присуждена Сталинская премия. Так что не зря некоторые сегодняшние препараты на этой основе преподносятся чуть ли не как панацея от ряда заболеваний.

Осенью 1941 г. инженеры-изобретатели ВНИИЗа А.Т. Кочугин и П.С. Солодовников впервые изготовили бутылку с зажигательной смесью КС, и это впоследствии широко использовалось для борьбы с немецкими захватчиками.

Фронтовой паёк. Беспрецедентность довоенных цен

Победа далась советскому народу невероятно тяжело. Однако паёк фронтового хлеба не менялся на протяжении всей войны. Кроме того, на продукты нормированного снабжения были сохранены довоенные цены, что не имело прецедента в истории мировых войн, тем более, что в годы войны наиболее богатые зерновые регионы Советского Союза были оккупированы немцами.

Хлеб для воинов, как правило, выпекали из обойной муки простого помола, с питательной точки зрения наиболее высокого достоинства, чем хлеб из муки высшего и 1-го сорта, выпекаемый в настоящее время нашими хлебозаводами.

Были и добавки, но для экономии...

Для мирного населения хлеб также выпекали из муки зерна пшеницы и ржи простого помола. В нечернозёмных областях России в основном вырабатывали ржаной хлеб. Для экономии муки в хлеб добавляли горох и картофель.

Размер хлебного пайка, например, на индустриальном Урале составлял для взрослых от 500 г (для служащих) до 1000 г (для квалифицированных рабочих), а для детей - 250 г. Для сравнения: в блокадном Ленинграде паёк для взрослого составлял 250 г, для ребенка -125 г.

В Нижегородской, Ивановской, Владимировской, Ярославской, Кировской и Пермской областях, в Республике Удмуртия и на Урале в сельских районах к символическому количеству муки добавляли мякину (перетёртую овсяную и ячменную лузгу), отруби, высушенные и размолотые в самодельных жерновах, солому и сено, древесную кору, жёлуди, стебли молодых лип.

Был и «Остен-брот» - хлеб «только для русских»

Особенно тяжело в годы войны приходилось нашим военнопленным. Для советских военнопленных гитлеровцы выпекали специальный хлеб. Он назывался «Остен-брот» и был утверждён имперским министром продовольственного снабжения в Рейхе 21.12.1941 г. как хлеб «только для русских».

Рецептура хлеба «Остен-брот» включала, %: выжимки сахарной свеклы - 40; отруби - 30; древесные опилки - 20; целлюлозная мука из листьев или соломы - 10.
Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба»...
Наш народ пережил всё, выстоял и победил в самой кровопролитной на земле войне.

Целинный хлеб

После войны страна быстрыми темпами восстанавливала народное хозяйство и развивала свой научно-технический потенциал. Довольно быстро росла и численность населения. Его прирост в послевоенные годы только в Российской Федерации составлял 1,5-1,6%/год. Если в 1941 г. перед войной численность населения СССР составляла 170 млн. человек, то к 1990 г. было уже около 300 млн. человек, в том числе только в Российской Федерации проживало 150 млн. человек.

Стране явно не хватало хлеба для существенного улучшения уровня жизни населения, повышения поголовья скота и птицы, увеличения производства мясных и молочных продуктов. И опять внимание руководства страны было обращено на восточные регионы. В марте 1954 г. Правительство страны приняло решение об освоении целинных и залежных земель в Казахстане и Сибири.

Лично я был участником этого патриотического движения, когда летом 1958 г., будучи студентом Московского технологического института пищевой промышленности, вместе с десятками тысяч молодых людей из других вузов отправился с Казанского вокзала в товарном вагоне на восток. На протяжении всего пути от Москвы до Урала студентов в обязательном порядке обеспечивали горячими обедами или сухим пайком. В каждом составе находился вагон-магазин.

На Целине студенты работали на зерносушилках, приёмных токах и зерноскладах, не считаясь со временем. Отгрузка зерна на крупные элеваторы шла круглосуточно.
Освоение целинных и залежных земель принесло свои плоды. В короткий срок страна получила весомую прибавку зерна в валовом сборе, равном 35-40 млн. т. В Западной и Восточной Сибири производили 12-15 млн. т зерна. По этому показателю Сибирь и в настоящее время является одним из самых крупных регионов, несмотря на то, что объём производства зерна, начиная с 1990 г., сократился на 20%.

Проверено практикой

В Сибирском и Дальневосточном регионах находится около 65 млн. га сельскохозяйственных угодий, половину из которых занимают пахотные земли. Зерновые культуры возделываются примерно на 20 млн. га. Важнейшая задача, которая всегда стояла перед хлеборобами Сибири, - обеспечение устойчивых урожаев зерна. Задача эта не простая, так как наши хлебные нивы подвержены далеко не всегда благоприятному воздействию климатических условий. Отсюда и потребность в научно обоснованных рекомендациях по организации агротехнических мероприятий, обеспечивающих высокую культуру земледелия. В создании новых сортов семян - основа высоких урожаев. В связи с этим в 1957 г. в Целиноградской области (ныне - Шортандах) в Казахстане практически на пустом месте был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт зернового хозяйства, который возглавил Д.И. Бараев, академик ВАСХНИЛ, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда.

Осенью 1959 г. в Казахстане в г. Целиноград (ныне - Астана) и в Сибири в г. Новосибирск были созданы филиалы ВНИИЗ, а в 1969 г. в Новосибирске - Сибирское отделение ВАСХНИЛ [ныне - ФГБУ Со АН (аграрной науки)], недавно отметившее 45-летний юбилей своей деятельности. Трудно переоценить значимость этих научных коллективов в тех достижениях, которых добился АПК Сибири. За относительно короткий срок были комплексно изучены условия сельского хозяйства Сибири, накоплен богатый объём знаний и выданы рекомендации, успешно проверенные на практике. Стоит отметить, что средняя урожайность зерна выросла с 5-6 ц/га (в начале 50-х годов XX в.) до 16 ц/га (к 2014 г.), а объёмы производства зерна в Сибири - в 2 раза.

Духовная сила

Вот что пишет о хлебе известный писатель В. Кармазин: «Хлеб вобрал в себя, как самый ёмкий в мире аккумулятор, всенародный неустанный труд, силу и мощь человека, на которые он только способен, его настойчивость, мужество и героизм, наконец, все мысли, чувства граждан нашего Отечества. Хлеб всегда сражается. Не иначе как за высокие человеческие идеалы на земле».

В этом высказывании кроется отношение человека к хлебу, как к живой системе, наделённой, наравне с человеком, всеми свойствами, включая его духовные силы. Если заменить слово «хлеб» на «русский (советский) народ», то получим его исчерпывающую характеристику за рассматриваемый исторический период. И это имеет свои определённые подтверждения. Согласно теории причинности, растения по своей природе сущностны и сила их относится к духовным силам.

Как человек относится к зерну, так и зерно относится к человеку

На всех этапах производства хлеб постоянно находится в причинно-следственных связях с человеком и окружающей средой, по которым происходит перераспределение энергоинформационных потоков. Влияние человека на зерно чрезвычайно велико. Отмечаемое в последние годы снижение качества зерна является результатом соответствующего отношения к сельскому хозяйству в целом.

Хлеб - венец труда земледельца - не терпит легкомысленного к себе отношения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Руководитель: педагог-психолог МОУ «Уинская СОШ»

с. Уинское, 2010
Содержание

Введение. 3

История происхождения хлеба. 4

Хлеб войны.. 7

Результаты исследования. 10

Выводы. 11

Приложение. 13

Введение

Каждый день, все люди на Земном шаре, едят хлеб. Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин. Булочки, коржики, баранки, батоны, печенье – все это хлеб.

А были годы, когда люди голодали, и далеко не каждый день видели хлеб. Так было в годы Великой Отечественной войны. Хоть и давно закончилась эта война, но всю жизнь люди, пережившие те страшные голодные военные годы, помнят о том, какой ценой доставался им этот хлеб. Мы решили узнать, каким был хлеб войны, из чего его пекли, какое значение он имел во время войны.

Мы считаем, что выбранная нами тема очень актуальна, особенно сегодня, так как в этом году наша страна отмечает 65 лет со Дня победы в ВОВ. Все люди нашей страны должны помнить о военных годах, о цене хлеба в то время. Мы должны помнить и заботиться о людях, переживших войну. Зная это, мы будем больше ценить то, что нам кажется обычным сейчас: мир и хлеб.

Перед собой мы поставили цель: расширение своих знаний о хлебе во время войны и сегодня.

Мы выдвинули гипотезу: военный хлеб отличался от современного хлеба.

Для достижения цели и проверки гипотезы, мы выделили следующие задачи :

1. Узнать о способах приготовления хлеба в годы ВОВ.


2. Найти рецепт военного хлеба.

3. Узнать о способах приготовления хлеба сегодня.

4. Попробовать испечь хлеб по рецепту военного времени.

5. Сравнить военный хлеб и хлеб в наше время.

В своей работе мы использовали следующие методы:

1. Изучение источников информации по теме исследования.


В средневековой Европе хлеб служил не только основой пищи, но и был частью сервировки стола. При стандартной сервировке на стол клались куски чёрствого хлеба размером примерно 15 см на 10 см, которые служили тарелками, и могли к тому же впитывать влагу. После еды эти куски хлеба, выполнявшие роль тарелок, съедали, отдавали бедноте или кормили ими собак. Лишь в XV веке такие посудины для еды стали делать из дерева и перестали использовать хлебные «тарелки».

В настоящее время, чаще всего, в структуру хлеба входят:

Злаковая мука;

Различные специи.

Благодаря варьированию этих компонентов, хлеб имеет различный вкус и текстуру.

Мука изготавливается из зёрен, размельчённых до порошкообразного состояния. Именно от муки зависит основная структура выпеченного хлеба. Наиболее распространена мука ржаная, ячменная, кукурузная и другие, но для приготовления хлеба чаще всего используется пшеничная мука, размолотая по специальной технологии. В составе муки в хлеб попадают крахмал и белки.

Вода или какая-либо другая жидкость используется для формирования из муки теста. Объём необходимой жидкости различается в зависимости от рецепта, но общепринятым для дрожжевого хлеба является примерное отношение 1 объёмная часть жидкости к 3 частям муки. В дополнение к воде могут использоваться другие жидкости, среди которых молочные продукты, фруктовые соки и пиво. В составе каждой из этих жидкостей в хлеб, как и с водой, попадают дополнительные подсластители, жиры и компоненты закваски.

Дрожжи – традиционная закваска для теста. Для приготовления теста и брожения алкогольных напитков используется один и тот же штамм дрожжей.

Существует два наиболее распространённых метода создания «легкого» хлеба. Во-первых, можно использовать разрыхлитель или муку для быстроподнимающегося теста, в состав которой входит разрыхлитель. Во-вторых, можно использовать кислотный ингредиент, такой как пахта, и добавить пищевую соду. Результатом реакции кислоты и соды будет газообразное вещество.

Многие сорта хлеба заквашиваются на грибковых дрожжах. Дрожжи вызывают брожение углеводов в муке и сахара, при этом выделяется двуокись углерода. Большинство производителей и пекарен используют для своего теста хлебопекарные дрожжи.

Любой метод выпекания хлеба следуют одинаковому шаблону. Вода смешивается с мукой, солью и разрыхлителем. Затем добавляются добавки: специи, травы, жиры, зёрна, фрукты и т. д. Смешанному тесту дают подняться, затем придают форму и выпекают в духовке.

Хлеб войны

Я помню хлеб, военный, горький.

Он весь почти из лебеды.

В нем в каждой корке, в каждой крошке

Был горький вкус людской беды.

Хлеб. Он был во время войны не только главным продуктом питания, но и мерилом жизни, важнейшим политическим вопросом страны. Если бы поражение случилось на хлебном фронте, то это означало подрыв всей потенциальной мощи страны. Поэтому советское правительство сумело в экстремальных условиях организовать выпечку хлеба для фронта. Даже тогда, когда земля горела под ногами.

Прошло много лет и пройдет еще немало, будут написаны новые книги о войне, но, возвращаясь к этой теме, потомки не раз зададут вечный вопрос: почему Россия устояла на краю пропасти и победила? Что помогло ей прийти к Великой Победе?

Немалая заслуга в этом людей, которые обеспечивали наших солдат, воинов, жителей оккупированных и блокадных территорий продовольствием, в первую очередь хлебом и сухарями.

Несмотря на колоссальные трудности, страна в 1941–1945 гг. обеспечивала армию и тружеников тыла хлебом, подчас решая самые сложные задачи, связанные с отсутствием сырья и производственных мощностей.

Для выпечки хлеба обычно использовались производственные мощности хлебозаводов и пекарен, которым централизованно выделялись мука и соль. Заказы воинских частей выполнялись в первоочередном порядке, тем более что для населения хлеба выпекалось немного, и мощности, как правило, были свободными.

Часто случалось, что доставить хлеб в нужное место было просто не возможно. И тогда прямо на местах сами солдаты выпекали хлеб в печах, сделанных из подручных материалов.

Так, в 1941 г. для обеспечения воинских подразделений, сосредоточенных на Ржевском направлении, местных ресурсов не хватало, а подвоз хлеба из тыла был затруднен. Для решения проблемы интендантские службы предложили воспользоваться старинным опытом создания напольных жаровых печей из доступных материалов – глины и кирпича. Для устройства печи необходимы были глинистый грунт с примесью песка и площадка с откосом либо приямок глубиной 70 мм. Такая печь строилась обычно за 8 ч, затем 8–10 ч сушилась, после чего готова была выпечь до 240 кг хлеба за 5 оборотов.

В этот год неподалеку от верховья Волги находился исходный рубеж. Под крутым берегом реки дымили земляные кухни, располагалась санрота. Здесь же в первые месяцы войны создавались земляные хлебопекарные печи. Эти печи были трех видов: обыкновенные грунтовые; обмазанные внутри толстым слоем глины; облицованные внутри кирпичом. В них выпекался формовой и подовый хлеб.

Там, где это было возможно, печи делали из глины или кирпича.

Продовольствия не хватало всюду, и хлеб готовили из того, что находили: мерзлые овощи, отруби, трухлявые пни, лебеду, сено, солому, древесную кору, мякину и т. д. Бывали случаи, когда приходилось находить в пылающем городе обгоревшее зерно пшеницы. Это зерно вначале замачивали в воде примерно на ночь, а утром на мясорубке его перекручивали и получали «сырую блинную муку». Эту муку смешивали с картофельным месивом, добавляли туда соль, артиллерийский солидол и пекли блины.

Почему так сложно было с мукой?

Фашисты не случайно напал на нашу Родину в сорок первом в конце июня, когда все хлебные поля набирали силу. Первый удар был нанесен именно по хлебу. Горели поля пшеницы и ржи. Помимо этого, в годы оккупации немцы с полицаями ходили по дворам и отбирали весь хлеб, даже утаенную пригоршню зерна.

Хлеб в те времена выпекали без соли - ее не было. К пресной еде привыкали мучительно.

В разных точках нашей страны, в военные годы хлеб готовили по разным рецептам.

«Ржевский» хлеб

Картофель варили, очищали, пропускали через мясорубку. Выкладывали массу на доску, посыпанную отрубями, охлаждали. Добавляли отруби, соль, быстро замешивали тесто и помещали его в смазанные жиром формы, которые ставили в духовку.

Хлеб «Сталинградский»

В годы войны ржаной муки было мало, и при выпекании хлеба для бойцов Сталинградского фронта широко использовалась ячменная мука.

Особенно вкусными с применением ячменной муки получались сорта хлеба, приготовляемые на закваске. Так, ржаной хлеб, в состав которого входило 30% ячменной муки, почти не уступал по качеству чисто ржаному.

Приготовление хлеба из обойной муки с примесью ячменной существенных изменений технологического процесса не требовало. Тесто с добавлением ячменной муки получалось несколько более плотным и дольше выпекалось.

«Хлеб» фашистских концлагерей»

Хлеб войны не может оставить равнодушным любого человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны – голод, холод, издевательства. Многим волею судьбы пришлось пройти гитлеровские концлагеря. И кто там был, по сей день, помнят тот хлеб, которым кормили заключенных. Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту.

Назывался он «остен-брот» и был утвержден имперским министерством продовольственного снабжения в рейхе (Германия) 21 декабря 1941 г. «только для русских».

Вот его рецепт: отжимки сахарной свеклы – 40%, отруби – 30%, древесные опилки – 20%, целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.

«Блокадный» хлеб

В июле-сентябре 1941 г. немецко-фашистские войска вышли к окраинам Ленинграда и Ладожскому озеру, взяв многомиллионный город в кольцо блокады. В блокадные дни между хлебом и жизнью стоял знак равенства.

Несмотря на страдания тыл проявил чудеса мужества, отваги, любви к Отчизне. Блокадный Ленинград не был здесь исключением. Для обеспечения воинов и населения города на хлебозаводах было организовано производство хлеба из скудных резервов, а когда они закончились, муку стали доставлять в Ленинград по «Дороге жизни».

В состав блокадных буханок входило: 10–12% - это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя. Ровно 125 г – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Результаты исследования.

Изучив материал о всевозможных рецептах приготовления в военные годы, мы на практике решили приготовить хлеб по нескольким рецептам и посмотреть, что из этого получиться.

Кукурузная лепёшка (приложение рисунок 1)

Кукурузная мука – 200 г.

Обойный клей – 100г.

Вода – 100 г.

Хлеб из овса и лузги ячменя (приложение рисунок 2)

Овёс – 4 ст. л.

Лузга ячменя – 2 ст л.

Вода 100 г.

Ржаной хлеб (приложение рисунок 3)

Рожь – 200 г.

Древесные опилки – 100 г.

Вода – 100 г.

Возможно, хлеб на войне был не совсем таким, как получился у нас, так как мы пекли его в духовке, а не в глиняной печке, как это чаще всего бывало в то время.

После того как мы приготовили хлеб по этим рецептам, мы дали попробовать его нашим родственникам и друзьям. Они попробовали его и оставили свои отзывы:

Ничего более гадкого я не пробовал.

Я знала, что хлеб в войну был не такой, как сейчас, но я не думала, что он может быть таким.

Мне стало страшно, как только подумала, что такой хлеб пришлось, есть хоть день, не говоря уже про неделю или года.

Пусть никому больше не придется есть такой хлеб.

Этот хлеб совсем не похож на тот, что мы сейчас едим.

Выводы.

В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

1. В годы Великой Отечественной войны хлеб был большой ценностью.

2. Рецепты и способы приготовления хлеба в военные годы и сегодня отличаются.

3. Вкусовые качества военного хлеба отличаются от современного хлеба.

В процессе работы над выбранной темой мы достигли поставленной цели и подтвердили выдвинутую нами гипотез, что военный хлеб отличался от современного хлеба.

Источники информации

1. «Наш хлеб». Ленинград, Детская литература, 1985 г.

2. Википедия.

3. Рассказы, жителей села Уинское.

Приложение

Рисунок 1. Кукурузная лепёшка

Рисунок 2. Хлеб из овса и лузги ячменя

Рисунок 3. Ржаной хлеб

Поделиться